ПЕРЕВОДЫ | Выпуск 80 |
Т. Хомич родился в 1985 году в г. Солегорске. Студент заочного отделения Литературного института им. М. Горького (семинар прозы П. Басинского) и Белорусского коллегиума (философия/ литература). Начинал писать на русском языке, но позднее перешел на белорусский язык. Один из финалистов конкурса молодых литераторов имени Л. Гениюш, который проводился Белорусским ПЕН-центром в 2010 году (по итогам издан сборник «Genius loci», 2012). Участник фестиваля искусств ДАХ IX (Минск, 2009), 18 Форума издателей (Львов, 2011), музыкально-литературного фестиваля «Пикник» (хутор Шабли, 2012), Первого Купаловского и Первого Островецкого слэмов. Публиковался в журналах «Дзеяслоў», «Паміж» и в чешском журнале «RozRazil».
МОЙЩИЦА ПОСУДЫ пожилая, болезненная, собирает объедки в целлофановый пакет, добродушно улыбается, просит меня, чтобы я отдавал ей остатки пищи. для поросят? – спрашиваю я. да, для поросят, говорит она и снова улыбается однажды в свободное время я застал её в гардеробе за чтением нового завета, она посмотрела на меня и сказала, что за каждым из нас наблюдают ангелы, они смотрят на нас через незримые оптические приспособления, отслеживают наши действия и наши поступки когда я нёс ей пакет с испорченным рисом, старший повар остановил меня и пояснил, что так делать не стоит, если заметят, будут проблемы, я не понял его: этот рис никуда не годится, в любом случае я выброшу его на помойку короче, как знаешь, но лучше выбрось я так и сделал – в ресторане ведётся видеонаблюдение МАША её звали, может быть, маша; у меня куча знакомых маш, поэтому я даже не помню точно, правда ли её звали машей в общежитии литинститута на подоконнике я говорил ей шёпотом, что я отличный любовник, а она говорила, что от меня неприятно пахнет водкой (в тот день действительно меня угостила дешёвой российской водкой поэтесса из новосибирска) через четыре дня я купил билет на поезд и уехал в минск сидя в плацкартном вагоне, я вспоминал, как эта самая маша плакала и жаловалась на то, что, имея актёрское образование, она вынуждена работать за пятьсот рублей в массовке, что не имеет жилья, что никакой она не литератор, а поступает в литинститут ради общежития, неужто в этой жизни, говорила она сквозь слёзы, человек не может даже трахнуться, как человек, а должен вот тут, в уборной, на унитазе, как собака мне хотелось убить её, ибо я не знал, как её утешить, ибо получалось, что солгал ей и любовник я никакой СТИХ НАПИСАННЫЙ ЗА ПОЛЧАСА ДО ТОГО КАК НИЧЕГО НЕ СЛУЧИЛОСЬ вы знаете? нет? а я знаю точнее я догадываюсь об этом я догадываюсь что скоро произойдет нечто но пока что не знаю что я лежу на кровати небритый в одежде я страшно устал от всего этого я думаю что всё ещё может пойти по-другому при одном условии надо научиться не быть мудаком нормальный человек вот вершина к которой нужно стремиться приложив все силы волю и ловкость о как бы мне хотелось научиться быть им нормальным человеком не бояться толп стадионов ночных клубов очередей в гипермаркете полюбить автомобили и восхищаться отличными литыми дисками и отличной подвеской перебороть отвращение к голливудскому кино чтобы иметь возможность поболтать о новом фильме в компании научиться в конце концов зарабатывать деньги блядские деньги грёбаные бумажки они любят этаких пронырливых малых с развитой хищной челюстью и огромными как вёсла кистями рук вы наверное встречали этих парней они как правило совершенно необразованы не знают кто такой аристотель или коперник ничего не слышали о феноменологии и синергетике не отличат эксгибиционистов от экспрессионистов но они точно скажут сколько стоит ваш мобильный раз на него глянув они знают по именам почти всех таксистов в городе все что вы покупаете они купят в три раза дешевле работая помощником администратора ресторана или к примеру продавцом-консультантом в магазине модной одежды такой паренёк умудряется зарабатывать до ста долларов в день левой прибыли неизвестно каким образом попробуйте обвести его вокруг пальца вы поймёте что кружите вокруг его руки такой паук годам к сорока имеет собственную фирму или магазин или ещё что-нибудь но обязательно что-то имеет а я не такой потому лежу на кровати как последний лодырь как последнее говно и думаю или произойдет наконец что-нибудь или я скоро сдурею от всего этого ОБНЯВШИСЬ, МЫ МОГЛИ ЛЕЖАТЬ ТАК ДО УТРА… обнявшись, мы могли лежать так до утра… долгое время мы даже не занимались сексом однажды я процитировал ей одного писателя: раньше мужчина разговаривал с женщиной хоть ему и хотелось оказаться у неё под юбкой теперь же мужчина считает себя обязанным лезть под юбку хоть и хочется поговорить ты понимаешь что я хочу сказать, сказал я с тобой так легко, так просто, сказала она в первый день откуда-то появился пёс лохматый, похожий на сенбернара он сопровождал нас до моей квартиры я не шучу: он поднялся на пятый этаж (я тогда жил на пятом) и убежал только когда я открыл входную дверь на следующий день мы снова возвращались с прогулки в половине третьего ночи мы очень удивились представьте себе, как мы удивились когда нас снова догнал пёс и сопроводил до дома он тихо, словно привидение, шёл рядом мы прочитывали в этом тайные знаки мы ощущали присутствие Бога и чего-то ещё поскольку в это сложно поверить: это был другой пёс такое удивительное удивительное начало такой удивительный удивительный мог бы быть стих но закончилось всё банально как всегда закончилось банально КОГДА Я САЖУСЬ ПИСАТЬ СТИХ… когда я сажусь писать стих, я начинаю думать о смерти. о болезнях. об одиночестве. о сумасшедших. мне иногда говорят: – ты ж молодой ещё; а уже такой утомлённый, такой безразличный, такой аппатичный. мне тяжело объяснить этим людям, что меня мало что интересует в этом мире по-настоящему. я обижу их, я вызову к себе отвращение, когда скажу, что их заботы и их радости мне до одного места, что плевать я хотел на их радости и их заботы. почему ты так относишься к жизни? – спрашивают они, – мир разноцветный. да идите вы на хуй, придурки. идите вы в жопу, я был прекрасным мальчишкой, я любил вас, я был полон нежности и сочуствия, но вы не цените ничего, вы превратили жизнь в какое-то позорище, в хит-парад победителей в борьбе за выживание, вы заселили планету чучелами, вы уничтожили всё, что казалось мне привлекательным, потому, усевшись за рабочий стол, я думаю о смерти и о болезнях, и об одиночестве. я ни о чём другом не могу думать. а вы позаботьтесь о себе, потому что недолго вам осталось потешаться. рейтинги ваши падают. СИДЯ В ЭЛЕКТРИЧКЕ «осиповичи – минск» и сочиняя этот верлибр я отчётливо осознал что не умею писать о том о чём не имею хоть какого-нибудь представления о том чего не видел в чём не принимал участия а могу написать лишь о том как стоял с холодным лезвием у шеи возле стены панельного дома в бобруйске как пьяный и обобранный давал показания ментам в копыле как напивался в борисове с борисовскими евреями как напивался в витебске на фестивале пурим на фестивале арт-сессия как встречал друга после его отсидки в жодино как курил траву с российскими актёрами в бресте как снимал проститутку за сорок у.е. в смоленске как влюбился в минске как учился в минске как работал в минске как резал запястье в минске в доме барачного типа по улице нововиленской где не было ни горячей воды ни ванны ни унитаза ни будущего как сходил с ума от одиночества на проспекте газеты правда как у дворца железнодорожников получил кулаком по роже как читал верлибры в москве как читал верлибры во львове как верлибры пишутся когда ты едешь в минск из городского посёлка мачулищи в электричке «осиповичи – минск» и чуть не плачешь еле сдерживаешь себя чтоб не завыть не закричать под эти щемящие звуки под эти тоскливые песни под этот невыносимый вой аккордеона «нужно с этим что-то делать так нельзя больше сирые мои сонные мои разочарованные мои помятые мои соотечественники» КОГДА-ТО Я СНИМАЛ… когда-то я снимал на двоих с приятелем однокомнатную квартиру по улице Кузьмы Чорного. в квартире были грязные жёлтые занавески. я просыпался на рассвете лежал в своей кровати в тесной неуютной комнате и смотрел на стену облепленную этими старыми обоями с мерзкими розовыми цветами весьма отвратительными цветами. я видел как из окна на эти цветы опускаются скромные лучики света на цветах начинала блестеть роса и я понимал: это слёзы старого еврея который когда-то жил в этой квартире. однажды он вышел на свидание со смертью держа в руке эти мерзкие отвратительные розовые цветы. Перевод с белорусского Кирилла Новикова |
|
|
|