КОНТЕКСТЫ | Выпуск 25 |
1. ВМЕСТО ПРОЛОГА, ИЛИ ИНТЕРТЕКСТ В КАМЕРЕ
Летом 1909 года недавний гимназист Володя угодил за решётку. Как политический. Большевик.
Сидел в Бутырках, обложенный мировой классикой, и погружался.
Особенно поразил "Гамлет", сцена с флейтой. Не овладели, дескать, простою дудочкой, а тщитесь играть на мне, принце датском...
И лет через несколько, по-бутырски образованный, написал:
2.СОГЛАСНЫЕ
Один М (Маяковский) сказал:
А другой М (Мандельштам):
- для четырёх строк произносим четыреста. Это совершенно буквально.
3. ВКУСЫ И ВКУСИКИ
Если поступь, - говорил М, - то обязательно королевская... А по-моему, у королей - крошки бороде!
4. ОКСЮМОРОН, ИЛИ ЕДИНСТВО ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
Анна Ахматова - "чистый лирик". Но неуклонно двигалась к "гражданским стихам". Любимые поэты - Н и М (Некрасов и Маяковский).
Последний, - автохарактеристика, - трибун... агитатор, главарь, горлан... А незадолго до гибели жаловался:
- Мне бы стихи про любовь... так хочется...
5. КОМУ ЧТО
Когда Маяковский читал Репину, тот вроде бы восхищался, кричал "браво!", настаивал на портрете, - не написал потому, что М внезапно обрился...
Когда же читал молодой Есенин, в косоворотке, в бархатных шароварах и мягких шевровых сапожках, Репин сказал:
- Бог его знает! Может, и хорошо. Но что-то я не утямил. Сложно, молодой человек, сло-о-ожно...
6. ЗДРАВИЦА
Эпатажный текст Бурлюка причислял М к "диким песням нашей Родины", исполняя его (разом с автором и прочими футуристами) на имперский мотив:
7. ФУ ТЫ, НУ ТЫ
Анна Ахматова - вместе с подругой (Ольгой Афанасьевной Глебовой-Судейкиной... или Палладой Богдановой-Бельской?) - и вот навестили как-то "Привал комедиантов".
М рычал непечатное, напирая на "б":
- Фу! - сказала подруга.
- Не фу, - возразила Ахматова, - а футуристы.
- Нет, Аня, фу! - и подруга топнула ножкой. - Ты посмотри! Здесь ведь бывают порядочные женщины... не только мы с тобой.
8. ТЕЛЕПАТИЯ
Анна Ахматова шла по Разъезжей и отчего-то вдруг загадала: на том углу встречу Маяковского...
И вот он, пожалуйста! Собственной персоной!.. Шествует через улицу, стуча тростью, и даже расшаркнулся в обалдении:
- Сейчас только думал - за углом непременно увижу Вас. - Склоняется... целует обе руки... - Никому, - опечалился, - не говорите...
9. ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ
Так декламировал молодой одессит, который при Временном правительстве, как многие студенты и гимназисты, записался в милицию и погиб в стычке с бандитами летом семнадцатого года.
Советские авторы (Катаев, Олеша) окрасили его в красный цвет, эмигрантские (Бунин) - в белый. Сам поэт избрал для себя нейтральное имя...
Впрочем, "избрал" не совсем точно. Из-за тогдашней столичной моды (Андрей Белый, Саша Чёрный) цветные псевдонимы разыгрывались в Одессе по жребию, и додику дзюбину достался Эдуард Багрицкий, а погибшему мальчику - Натану (Натику) Шору - Анатолий Фиолетов.
Специалисты расследовали, что с оглядкой на Толю Фиолетова (печатались в общем сборнике) сочинил М "Хорошее отношение к лошадям". Хотя в подоснове там, конечно, - Некрасов, достоевский...
10. МАРТ - КРИВЫЕ ДОРОГИ
Весной далёкого года моя тётка была на поэтическом вечере, где М (в одной фразе) обрисовал двух будущих классиков - Ахматову и цветаеву:
- Обе дамочки, - говорит, - не нашего поля ягодицы.
Зал взвыл от восторга... А моя тётка узнала, что есть за рубежами такой поэт - Марина цветаева.
11. ПО НЕБЕСНОМУ ТЕЛЕГРАФУ
Бунин, в зарубежных эмигрантских скитаниях, переложил древний псалом:
Нечто подобное, колеся по Москве, высвистывал М:
12. ШУ-ШУ, ИЛИ МУЗЫКАЛьНЫЙ МОМЕНТ
То ли Шуман, то ли Шуберт, - который из них маялся венболезнью? - и вот, шушукаясь-шебуршась, пришли чохом к общему знаменателю:
Самое большое, что один человек может сделать ради другого, - просто идти рядом.
А наш М (Маяковский)
13. ДИАЛОГ
Шкловского спрашивают:
- Скажите, Виктор Борисович, почему Маяковский ушёл из Лефа?
- Чтоб не сидеть в одной комнате со мной.
- А вы остались в Лефе?
- Разумеется, остался.
- А кто ещё остался?
- А больше никого.
14. АВГУСТЕЙШЕЕ СЕМЕЙСТВО
Ахматова была Анна всея Руси. А некий питерский мальчик короновал Маяковского - Владимир Владимирович I-й, почитая себя, Владимира Владимировича Набокова, натурально Вторым. Ведь Н идёт после М.
15. АЗБУЧНАЯ ИСТИНА
ААА - Анна Андреевна Ахматова - стоит во главе алфавита. Против грамматики не попрёшь!
- Ну и что? - сказал М. - Зато я - ВВВ: Владимир Владимирович Великий.
16. ТЁЗКИ
Владимир Владимирович 1-й говорил современнику: ничто не приводит меня (Маяковского) в такое состояние возмущения, гнева и ненависти, как юдофобство.
А Владимир Владимирович 2-й - Набоков (эпистолярный отзыв на роман Александры Толстой):
Почему, собственно, оной госпоже понадобилось вклеить аккурат в еврейскую семью (вот с такими носами, то есть прямо с кудрявых страниц арийского "Путеводителя по жидам")... втиснуть на свои страницы этих, ах, каких невинных, ах, каких трепетных, ах, каких русских женщин.
17. ОБА-ДВА
Пётр Семёнович Коган - литературовед, будущий вроде советский академик. Юлий Исаевич Айхенвальд - литературный критик, будущий эмигрант, задавленный берлинским трамваем... И незадолго до революции схлестнулись на каком-то диспуте.
А разнимал их молодой М (Маяковский).
- Вот этот Коган, - и указал на Петра Семёновича, - говорит... А этот Коган, - кивнул на Юлия Исаевича, - утверждает...
Аудитория захлебнулась от хохота.
18. Н и М
Ницше сказал:
Гнев, любовь, страсть, половую энергию нужно употреблять на то, чтобы колоть дрова.
Так и поступал, между прочим, последний русский царь. А поэт (в смысле - М) сочинил "Письмо из Парижа о сущности любви":
19. МЕБЕЛЬНАЯ РЕКЛАМА В ДУХЕ МАЯКОВСКОГО
ОБСТАВИМ ВСЕХ!!!
(аршинные буквы на грузовом фургоне)
20. В ТОМ ЖЕ ДУХЕ
НАСТАЛИ СТАЛИ ВРЕМЕНА
(рекламный буклет ЗАО "Сталь")
21. ЗАЗЫВАЛА С АНГЛИЙСКИМ АКЦЕНТОМ
What Hi-Fi? - Вот Hi-Fi!
(на широком троллейбусном боку)
22. КЛЕЩИ И ГВОЗДИ
Долгожитель Николай Семёнович Тихонов (1896-1979) становится в нашем веке забытым поэтом. Что ни день, слышишь по телевизору:
- Как сказал Маяковский, "гвозди бы делать из этих людей"!
А подлинный автор - уязвлённый Николай Семёнович - долдонит, поди, с того света:
В смысле - нынешних шоуменов, вездесущих телеведущих, колумнистов-обозревателей...
23. СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ
- Хороший писатель! - сказал М про Всеволода Иванова. - Жаль только, если утонет в собственном таланте...
24. ПРУД И РЫБКИ
М справлялся о Пастернаке: чем, дескать, занят?
- Стихи пишет. Всё больше короткие.
- Это хорошо, что короткие.
- Почему же хорошо?
- Потому что. - И усмехнулся. - Короткие писать легче: пять минут, и готово. А с длинными - такая морока! Надобно присесть хоть на четверть часика.
25. ХОЛОДНАЯ ШТАМПОВКА, ИЛИ ПОТОЧНАЯ ЛИНИЯ
26. ПРИ ВСЁМ НАШЕМ УВАЖЕНИИ
Маяковского не впускали в Испанию.
- Что с них возьмёшь? - сказал М. - Свиньерос и кабаньерос!
27. ЛЮБИМЫЙ АНЕКДОТ
Какая разница между Сталиным и пророком Моисеем, известно: Моисей вывел евреев из Египта, а Сталин - из Политбюро.
Среди тех, кто лишился руководящей должности, был Григорий Яковлевич Сокольников (Бриллиант) - долголетний министр финансов (наркомфин).
А назначили некоего Брюханова.
- А как его настоящая фамилия - Bauch?
- Почему Баух?.. Брюханов!
- Он что же, русский?
- Ну да.
- Ох, эти русские - всюду пролезут!
- Ох, эти русские! - грохотал М.
28. ВОЖДИ
"Победоносцев над Россией простёр совиные крыла", - писал Блок.
А М придумал Победоносикова, который прогоняет изобретателя с "машиной времени". Не надо нам быть в пять утра в Ленинграде, когда все учреждения-то и закрыты!
Но что такое "не надо"?
Любимая словесная резолюция Победоносцева - неизменный ответ на предложение мало-мальских реформ:
- Не надо, господа, не надо...
29. ЦЕЛИ И СРЕДСТВА
- Раньше, - говорил М, - фабриканты делали авто, чтобы купить картины. А сейчас художники пишут картины, чтобы купить авто.
30. СУММА ПРОПИСЬЮ
Осип Максимович Брик перечислял прозаиков лапидарного слога: дорошевич, Эренбург, Шкловский... Хотя короткую фразу придумали не они, а древнеримский рубака цезарь: veni, vidi, vici -
Пришёл, увидел, победил.
- Телеграфный стиль... - задумчиво сказал М. - Когда уж его освоят редакторы? Сдал рукопись, и сразу тебе резолюция:
Принять, посчитать, заплатить.
31. ПЕРЕВЁРТЫШИ, ИЛИ КРУГОМ ПАЛИНДРОМЫ
М выступал на Лубянке, в клубе чекистов. Аккурат вернулся из Америки и обличал будто бы по линии орнитологии, с "птичьего полёта":
- В Москве, - говорит, - вороны весёлые: кар-р, кар-р. А в Нью-Йорке - обратно мрачные: р-рак, р-рак! - И улыбнулся. - Больное общество.
32. МЕТАТЕЗЫ
Милые у Маяковского: "придох" вместо "приход", "рофраф" вместо "фарфор", "рукаписы" - "кипарисы"... Поэт остерегал своего шофёра, упреждая на повороте:
- дорога идёт зигзугой!
Метатеза - бытовой каламбур. У Сергея Есенина чуть грубоватый: Машу каслом не испортишь!.. А Михаил Афанасьевич Булгаков перекрестил "Красную новь" (издательство и журнал) в "Багровую вонь".
33. ПРИСЛОВЬЕ ИЛИ КОНТАМИНАЦИЯ
М любил соединять поговорки: не плюй в колодец: вылетит - не поймаешь.
Один мой учёный приятель углубился в народное творчество, систематизируя пословицы и прибаутки по данному, что ли, принципу. Ввёл даже специальный филологический термин: "знаковый контрапункт".
Маяковский, наверное, сказал бы: заставь дурака Богу молиться, а сам не плошай!
34. ВОЗБУЖДЕНИЕ
Молодой критик Такой-то - задиристый ревнитель пролетарской культуры, впоследствии солидный учёный-литературовед, преподаватель питерских вузов - и вот присутствовал на всех литературных мероприятиях, шибко волновался, порывался спорить, протестовать...
М грустно сказал:
35. ДЕТАЛИ И ПОДРОБНОСТИ
- Маяковский, зачем вы всё время подтягиваете штаны?
- А вам надобно, чтоб свалились?
Так рассказывал Лев Кассиль. Свидетели уточняют: насчёт штанов спрашивал бородатый детина низким утробным басом. Но М ответил ему как ей, то есть особе противоположного пола:
- А вы, девушка, хотите, чтобы упали?
36. ИГРА СЛОВ
Из зала крикнули:
- Почему женщины не участвуют в турнире поэтов?
- Какой там турнир? - махнул М. - Сплошной турнюр!
37. СТЫДЛИВОСТЬ
Реклама Маяковского, которую постеснялись печатать в Полном собрании сочинений:
38. М (чёрточка) ОРАЛЬНОЕ
39. ИЗ ДНЕВНИКА ЮРИЯ ОЛЕШИ
Сегодня, на последней странице "Известий", появились рекламы, подписанные величайшим лириком нашей эпохи
40. МИЛОМ З ВОДОЙ
"Тихий еврей" Павел Ильич Лавут, устроитель концертов Маяковского, рассказывал про местечкового жителя, что не в силах отмыть руки - ни спиртом, ни щёлочью, ни керосином... уж и наждачной бумагой тёр!
- А мылом с водой пробовали?
- Милом з водой?.. Ви знаете, не догадался!
41. О РАЗНИЦЕ ВКУСОВ
Старый Хаим идёт по Лубянке. Из ГПУ (ЧК, КГБ, НКВд...) выводят верблюда.
- Люди добрые, - говорит Хаим, - вы только посмотрите, что они сделали с лошадью!
42. ДЕТИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ
Редакция юмористического журнала помещалась в подвале, очень промозглом. И сотрудники, для согрева, донимали остротами единственную женщину - машинистку. Она возмутилась:
- Владимир Владимирович, обнажите свой меч в защиту слабого пола!
- Обнажить? - И внезапно закашлялся. - Холодно здесь у вас... в бельэтаже - боюсь простудиться...
43. ТОЧКА НАД "У"
Ростовские репортёры смачно балакали на местном "суржике": любоу, кроу, Ростоу...
- Братцы! - взмолился М. - Не ставьте точек над "у" - оно в этом не нуждается.
44. ЭВФЕМИЗМ
Те же ростовские репортёры меланхолически (и метафорически) извещали:
- По слухам, гений и зло не совместимы, а у нас, представьте, слились
- В переводе, - констатировал М (уж точно меланхолически), - в переводе сие означает: прорвало трубы и местная канализация образовала с водопроводом единое Г.
45. ОБ ЧТО ЗВУК
В этом ростовском сплошном Г молодой критик Ю напал на поэта. Кругом, блин, такое творится: разоряют деревню, кулаки убивают селькоров, промтовары исчезли, жрать нечего!.. А вы, Маяковский, на весь свет провозглашаете "Хорошо!"
- Дорогой Ю! - сказал М. - Если коммунизм действительно победит, всё будет оправдано. А если нет, то и толковать не о чем.
46. АВТОВЛАДЕЛЕЦ
Все запомнили шагающего Маяковского. Этакий "вечный путник", как памятник на Садово-Триумфальной...
Поэт действительно много ходил пешком, - из страха что-ничто подцепить в общественном транспорте... Оттого и "реношку" во Франции приобрёл, чтобы поменьше соприкасаться.
47. ТАК ЗАПИСАЛ ИЛЬФ
На жёлтой свадебной машине ехал великий поэт.
48. М и С
Маяковский: "Теперь я чувствую, что меня совсем отодрали от жизни".
Слуцкий:
49. ЖАЖДА
Зайдя мимоходом в гости, М попросил воды. Поскольку сырую не употреблял, принесли кипячёную, которая ещё не остыла.
- Ничего, - утешала хозяйка, - она постоит.
- Она-то постоит... - И покачал головой. - А я пойду.
50. ДУРНАЯ ПРИМЕТА
М гулял по Мясницкой. Вдруг вспыхнула вывеска "Сказочные материалы"... Улыбнулся, обрадовался, прибавил шагу... Потом всё-таки обернулся, и материалы, само собой, оказались смазочные...
- И зачем я оглядывался? - сказал поэт.
51. БЕССЛОВЕСНОЕ
- Лошади, - уверял М, - никогда не кончают самоубийством. Потому что лишены дара речи - не выясняют отношений.
52. БЫВАЛЫЙ ЧЕЛОВЕК
- Что? - кипел Шкловский. - У Володи нет биографии?.. Он двенадцать лет любил одну женщину... И какую женщину!
53.СЮДА ЖЕ. ПРО ЛИЛЮ ЮРЬЕВНУ Б
- Не женщина, - говорил Шкловский, - а сплошная цитата!
Так Пётр Андреевич Вяземский величал Натали Пушкину поэмой, а другую красавицу - графиню Мусину-Пушкину - словарём.
54. КАК ПОССОРИЛИСЬ...
У Бриков заседал ЛЕФ. Обсуждали Шкловского. Вдруг Лиля Юрьевна объявила:
- Давайте не будем о Вите. Он очень волнуется.
- Ничего я не волнуюсь... - И Шкловский побагровел. - Просто считаю неправильным, когда домашние хозяйки принимают участие в принципиальных спорах. Пусть она разливает чай, но не участвует в дискуссиях об искусстве.
Лиля Юрьевна расплакалась. Заседание прервали и перенесли.
- Чуть что - и в слёзы... - Шкловский пожал плечами. - Лиличка! Я хотел сказать хозяйка дома, а сказалось - домашняя хозяйка...
55. ЖУКОВСКАЯ, 7, КВАРТИРА 42
- Открыли дверь, - говорит Шкловский. - Это была не дверь, а обложка. Я открыл книгу, которая называется "История жизни Осипа и Лили Брик".
56. ВЕСЁЛЫЙ ДОМ
Маяковский и Брики вывесили плакат: "Никого не принимаем!". Однако не помогало - народ валом валил: завтракали, обедали, ужинали...
- По сравнению с тем, что здесь творится, - сказал М, - бордель - прямо церковь. Туда хоть днём не ходят. А к нам - круглые сутки. И всё - бесплатно.
57. ЛЮБОВЬ, ИЛИ ЖИВОТНЫЕ РАДОСТИ
Маяковский и Лиля Б жили будто бы как кошка с собакой: он - Щен, она - Киска. Поссорившись перед Новым годом, разъехались, по взаимному уговору, на два месяца, исключив даже телефонные звонки...
М выдержал половину срока, ластился и скулил:
58. НА КАКОМ ЯЗЫКЕ
Ласкательная домашняя кличка Щен вгоняла в столбняк телеграфистов, которые запрашивали друг друга по линии:
- Счен - что за имя?
- Сам не знаю. Наверное, блин, не по-нашему...
На манер этих почтовых работников советский классик Фёдор Иванович Панфёров, спустя тридцать пять лет, докладывал по начальству:
Неизвестно зачем опубликованы письма к Лиле Б. Это весьма слащавые, сентиментальные, сугубо интимные штучки, под которыми Маяковский подписывается так: Щенок.
59. МОЛНИЯМИ ТЕЛЕГРАММ
60. СОБАКА БУЛЬКА И БУЛЬКАЮЩИЙ СУПРУГ
М спрашивал в частном письме:
Кстати, как фамилия и где разыскать нашу дачную собачницу с булячьим мужем?
По-французски звучит оно так:
A propos, comment s'appelle notre amatrice de chiens de la datcha, dont le mari fait glou-glou et comment la retrouver?
Или - в обратном переводе:
Кстати, как зовут нашу любительницу собак с дачи, ту, чей муж пускает пузыри (fait glou-glou)?
61. КОММЕНТАРИЙ
- Примечания, - жмурился и причмокивал Чуковский, - примечания - самое чудесное! Это ведь кто с кем, где кому, что почём...
Тут, хочешь не хочешь, вспомнишь Фридунских (как в узких кругах контаминировали Фрида и дунского) - соавторов-сценаристов - с их ещё лагерной (до реабилитации) эпиграммой:
62. ГИГИЕНА
Где-то после свадьбы (через год или два) Лиля Б повздорила с мужем, убежала из дома и вернулась только под утро.
- Поскольку я рассердилась, - говорила с вызовом, - то пошла гулять... загуляла... ко мне пристал офицер, пригласил в ресторан, в отдельный кабинет... - И совсем растерялась: - Что теперь делать?
Невозмутимый Осип Максимович сказал:
- Прежде всего, принять ванну.
63. МЫ, КРАСНЫЕ КАВАЛЕРИСТЫ
В годы Гражданской войны Виталий Маркович Примаков командовал Червонным казачеством. Потом учился, занимал разные генеральские должности... Однажды, в проливной дождь, увидел женщину, шлёпающую по лужам. Предложил подвезти, укрыться, обсохнуть...
- Давайте, - говорит, - познакомимся! - И назвался.
- Лиля Б, - представилась женщина. - А знакомиться лучше всего в постели.
64. ДИФФАМАЦИЯ
Кто-то спросил Лилю Юрьевну, за что посадили Параджанова.
- Да он, глупый, бахвалился, что поимел весь грузинский ЦК...
- Значит, за клевету?
- Нет, голубчик, за гомосексуализм. да ещё с отягчающим обстоятельством - покушался на изнасилование активного члена КПСС.
65. ПРИЗНАНИЕ
Лиля Юрьевна Б, взахлёб прочитавши "Кюхлю", увлеклась автором. И при встрече приветствовал М начинающего прозаика:
- А ну, поворотись-ка, сынку! Перемолвимся, Тынянов, як дэржава з дэржавою...
66. СУТЬ ПРОБЛЕМЫ
Социальный заказ, настаивал М, был всегда. К примеру, стихотворение Лермонтова "Выхожу один я на дорогу" есть агитация за то, чтобы девушки гуляли с поэтами.
67. КРЕСТЬЯНЕ О ПИСАТЕЛЯХ
Им читали из Маяковского:
Иду красивый, двадцатидвухлетний!
- Да, - сочувствовали поселяне, - точно. Самое худое время для нашего брата: тот стоит, а этой нет!
68. ПО ШПАРГАЛКЕ
М писал "Облако в штанах", читая отрывки Корнею Ивановичу Чуковскому. Там были слова: "Мария, отдайся!"
- Никоим образом! - Чуковский даже попятился. - Кто теперь говорит "отдайся"?.. Просто "дай!"
И Маяковский исправил на знаменитое: Мария, дай!
69. ОДНО СЛОВО
Корней Иванович читал Уолта Уитмена в собственном переводе:
- Занятно! - сказал М. - Но есть патока. Вы говорите - плоть, а надобно - мясо: "Я не прижмусь моим мясом к земле"... Уверен, что в подлиннике - мясо.
Удивительно! - восклицает Чуковский. - Не зная английского, поэт угадал безошибочно!
Поздняя сноска:
Ещё удивительнее другое: таких строк не удалось обнаружить у самого Уолта Уитмена.
Ау, специалисты-любители! Стихотворение, по Чуковскому, называется: "Поэма изумления при виде воскресшей пшеницы".
70. ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА
Чуковский пришёл в Литературно-художественный кружок, чтобы познакомиться с начинающим М. Тот играл на бильярде. Вышел нахмуренный, с кием в руке. Спросил неприязненно:
- Что надо?
Корней Иванович вытащил его книжку и произнёс восторженные слова.
- Я занят, - прервал Маяковский. - Но если хотите похвалить... видите - крайний столик... старичок в белом галстуке... пойдите и расскажите ему.
- Крайний столик? - не понял Чуковский. - При чём здесь какой-то старичок?
- Я ухаживаю за его дочерью, - пророкотал М. - Она-то уже в курсе, что Маяковский - великий поэт. А папаша вот сомневается... Попробуйте убедить. - И кием, как пикой, указал направление.
Рабочая гипотеза:
Старичок в белом галстуке - присяжный поверенный Юрий Александрович Каган - отец Лили Брик и Эльзы Триоле, к которой (Эльзе) вроде бы сватался Маяковский.
71. МИЛЫЙ И ДОРОГОЙ ЭЛИК
5 февраля 1917 года Эльза Триоле (тогда ещё Каган) получила открытку от "дяди Володи". Сердце, пронзённое стрелой, и рядом стихи:
Внизу - росчерк и завитушка: А.С. Пушкин
72. БИЛИНГВА
Она же, Эльза Триоле, уже именитая французская романистка, любовь Маяковского и жена Арагона, обзавелась загородной усадьбой в четыре гектара.
Рада и счастлива. И поделилась с московской своей сестрицей Лилей Юрьевной Б:
73. СТАРОСТЬ НЕ РАДОСТЬ
- В молодости, - говорит Эльза Триоле, - я была любезная, внимательная, услужливая... А сейчас ни на что не гожусь. Живу с пятого на десятое и даже дышу не всё время - некогда.
74. ПЕРЕВОДЧИЦА
М не владел иностранными языками, разве что несколько слов по-грузински.
- За границей, - посмеивался, - болтаю исключительно на "триоле".
75. БЫСТРОТА И НАТИСК
Как Маяковский ухаживал за Полонской.
Сперва покатал на машине, а после в гости зовёт. Она думала - в Гендриков, к Брикам. Где народу полно. И Лиля Юрьевна... А у него - комната на Лубянке. для работы. Отдельная. Там теперь музей.
Ну, пришли. Посадил на диванчик и давай стихи читать. С таким приблизительно диалогом:
- Нравится?
- да.
- Ещё хотите?
- Очень.
Опять читает.
- Правда, нравится?
Кивнула. И глазки, положим, блестят... И вдруг! - всплескалась Полонская...
- да откуда же, - говорю, - вдруг, Вероника Витольдовна? Если стихи вам понравились, - значит, поэт понравился. У поэта, кроме стихов, ничего нет...
- Согласна, - засмеялась старушка, - не спорю... Но зачем же сразу в постель?!
76. ОНА МЕНЯ ЗА МУКИ ПОЛЮБИЛА...
А наш М сознался Веронике Витольдовне Полонской, что полюбил её по сходству инициалов:
77. ОТЕЛЛО
В последнюю весну (до середины апреля) привязалась к М некая фраза, которую бубнил будто бы неуместно и неустанно, сражаясь ли с Катаевым в карты или с Булгаковым - на бильярде... и на диспуте по случаю "Бани", и отправляя шофёра в отпуск:
Я всё отдам за верность дездемоны...
78. ЛЮБОВНАЯ ЛОДКА
Она, как известно, разбилась о быт. Но песенные классики с двойною фамилией снова спустили судёнышко на воду, полные взаимного лирического оптимизма:
79. ТРИУМФАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ
Молодой М позвонил девушке. Та сняла трубку и ответила, подделавши голос:
- Её нет дома.
- Я узнал вас, - сказал поэт. - И никогда больше не потревожу... В следующий раз будете беседовать с моим памятником.
Так, в торжестве и раскаянии, говорила старушка на площади Маяковского, возлагая цветы к подножию каменного великана.
80. КЛМ
Московское метро было имени Кагановича, потом - Ленина... Но красная эта буква - горящее в ночи М - принадлежит Маяковскому.
81. ЧУЖИЕ СТИХИ
Незадолго до гибели, по обычаю малость переиначив, твердил М знаменитую строфу Гумилёва:
82. ПРЕДАНИЕ
Моя тётка говорит, что хоронили поэта и впрямь грандиозно. Только неправда, что раньше такого не было.
Было. В двадцать шестом году. Когда провожали патриарха Тихона.
Своей тётушке склонен я доверять. девочкой обитала она в Москве, на донской улице, куда (в донской крематорий) и направлялась процессия. Там же, поблизости (в донском монастыре), отпевали патриарха.
83.ПОГРЕБЕНИЕ
Ильф и Петров написали в черновике:
Начальник милиции извинялся за непорядок:
- Не имею опыта хоронить поэта. Когда уж другой подобный помрёт, тогда буду знать, как действовать...
84. В ТОЛПЕ
И "Клоп", и "Баня" были ещё на слуху. Об авторе говорили:
- Его так заели клопы, что даже баня не помогла.
85. ЧЕРЕЗ ТРИДЦАТь ЛЕТ
86. ПОЭТ
В поздние тридцатые, подобно Михаилу Афанасьевичу Булгакову, стал оперным либреттистом Осип Максимович Брик. Лихо изготовлял арии, дуэты, народные хоры... И всё - в рифму.
- Простите, - его спрашивают, - а раньше-то баловались стихами?
- Что вы! - отпрянул Брик. - Как я мог при Володе...
87. ПО СЕРГЕЮ ЕСЕНИНУ
88. ОТБРЫКАЛСЯ
...22 февраля 1945 года, одолевая свою арбатскую спасопесковскую лестницу, - пятый этаж без лифта, - вдруг пошатнулся и не дошёл... упал на ступеньки...
Таким образом, дерзкий автор (Николай Глазков) сравнивал усопшего литведа с мировым гением и всемирным вождём:
89. НА ДЕВЯТОМ ДЕСЯТКЕ
Лиля Юрьевна Б сломала шейку бедра. Лежала и маялась в неподвижности... Привыкла сама распоряжаться жизнью. Ну и распорядилась смертью - 12 мая 1978 года наглоталась амбутала.
М прокричал ей в предсмертном письме: "Лиля, люби меня!" И она откликнулась на призыв, обращаясь к последнему мужу - Василию Абгаровичу Катаняну: "Васик, люблю тебя!"
90. ВО ВЕСЬ ГОЛОС
- Он даже не подозревал, - сказала Ахматова, - какая это в наши дни роскошь - чистая рубашка.
91. ПОЕЗДА И БАРЖИ
Последнее произведение М - "Во весь голос" - очень любил П (Пастернак), что и сказалось в последнем его, Нобелевском романе:
92. ПЕРЕКЛИЧКА
П говорил, что "Во весь голос" - это как "Медный всадник". И даже, - убеждал нас, - с прямым перепевом. Например:
А в "Медном всаднике":
Как царь правил Пушкина, так М обращался к правительству:
В Большом театре, в ложах, аплодировали вожди, когда в годовщину революции М читал "Хорошо".
Его жизнь прервалась, - говорил П, - как рвётся стихотворение:
- Вот тут, на вдохе, - говорил П, - он и нажал спусковой крючок. Выстрел грохнул на лестнице. Прибежала, вернулась Полонская... М лежал навзничь, наискосок. Сизое облачко таяло и рассеивалось, как выдох. Пахло порохом...
93.94.95. ПОСЛЕ СМЕРТИ
I
В издательстве сама собой остановилась работа. У столов, по углам, в коридорах, на лестничных клетках теснились редакторы. Одиночки застыли около стенда, вперяясь в газетное сообщение.
- Как в день объявления войны, - сказал кто-то.
II
- Можно здорово использовать смерть Володи! - сказал Брик. - давайте создадим литературный театр его имени. Чтоб было весело! А то у нас здесь такая тоска... Было бы хоть немного веселее, разве Володя бы застрелился?
III
Секретарь толстого журнала - племянник литературного академика, - весьма деятельный и розовощёкий, вошёл в редакцию.
- Ну что, племянник, живёшь?
- Живу!
- Ты вот живёшь, а Маяковский помер.
- А я как раз хоронить еду!
|
|
|