ПОЭЗИЯ Выпуск 50




В гостях у «Крещатика» поэты Поэты Санкт-Петербурга



Алексей СЫЧЕВ
/ Санкт-Петербург /


Приметы местности

                   Человек с плакатом:
                   «Вас ждет SECOND HAND»

1

Бессонница, Флобер и поздняя сирень…
Терпи – легко Рабле читать до середины…
Как хороши, как снежны эти льдины! –
как снегири с хорошим оперень… –

2

ем, пью, читаю… вычитаюсь в сон –
увидеть небывалый патиссон
селены и селян навеселе –
танцующих, листающих Флобера…
сирень цветет… французы тут как тут…
наполеон, пирожное, собака…
у наших – ушки (кролики в цене)…
когда б вы знали из какого sorry

3

раз тут – молчи и слушай аромат
с фамилией нерусской Гималаев
слон на столе склоняется к питью
хотите чаю чую не обидит
сирень цветет как тетка tet-a-tet
мигрень такая сумерки слоны

то там то тут о Фигаро фигляр
мигляр Флобер смените пол паркет
пластинку пластику текучие движенья
жены медведь обычные дела.

4

Семь клоников из мрамора – о чудо! –
вот символ, так сказать, тысячелетья!
Сирень цветет… подумаешь, сирень! –
в горшке! и аполлон в белье! не дерзкий! –
все это, извините – … (извините).

5

А может быть, – рифмованных стихов?
Я иногда чего-нибудь рифмую:
«орангутанг – по рангу танк», допустим,
«оранжерея – как баран жирея»… –
и все такое прочее. Ни ветром,
ни камнем не стремясь быть, ни растеньем –
аж собственную тень ем! – из любви
к искусству. Например: кусты сирени,
бессонница, какой-нибудь Флобер,
журнал небесно-популярной хрени…
поищем рифму, что ли? – Карусель
тем и забавна, что везет по кругу…


Иванов в монохроме
(опыт преждевременной фотографии)

                  «Все фигня, кроме пчел»

«Пчела летит по спирали.
Ставни позапирали
в квартире у Иванова –
Иванову хреново.

У Иванова – ангины,
горло цвета сангины,
не ест он каши и плова,
не родит ни полслова...

Приходит N.N., вся в ситце,
вся при серьгах и шприце,
нога – от уха, рука – во! –
и мурлычет лукаво.

А Иванову до фени
все. Стянуть галифе – не
особо хитрое дело.
Чтоб в затылке гудело –

нужды такой Иванову
нету; под Казанову
косить, зубом цыкать, оком
зыркая, о высоком
страдать и о низком – тоже
нужды нету («О, Боже» –
вздохнут поклонники Крузо –
«Не герой, а – медуза!..»)

Меж тем, лицом густобровым
морщась над Ивановым,
N.N. вонзает иголку
в Иванова! (а – толку?)
и тут же играет в ящик,
прямо как в настоящих
трагедиях! тухнет взглядом
и – упадает рядом
(ввиду отсутствия тары)... –

плач испанской гитары
разбитая чаша утра
бигуди и крем-пудра

герой в отдельной кровати –
не способен вставать и,
ворча, что вот ведь бардак, де,
зрит в окошко – туда, где
над садом гудят с надсадом
пчелы, все в полосатом,
и видят ужасы эти
в фиолетовом цвете...


На кухне

Ветхое существо не особо юно –
то ли восьмой десяток, то ли – немного за,
по вечерам на кухне чай ему подаю, но
что-то не позволяет глядеть существу в глаза.

«В них ничего существенного не встретишь, –
шепчет мне это что-то, – ты не смотри туда,

жуй свои макароны, взор возведи горе, тишь-
гладь осязай – не стоит себе причинять вреда.

Эти глаза мечтательны, нетверезы,
в них неизбежны звезды, песни про пистолет,
отзвуки «Рио-Риты», если не «Марсельезы»,
отблески небылого, а в нем тебе места нет.

Впрочем, тебе нет места и в остальное
время: что ни придумай, прыгай как мяч, лети в
космос – ядром из пушки – ниже не будешь, но и
выше – ни-ни, коль скоро подсел на инфинитив.

Так что – сиди, покуда сидится, птицей,
крыльев не расправлявшей, даром, что подсадной,
у существа напротив (с длинной вязальной спицей,
зубом одним передним и задней мечтой одной)

всуе узнай вчерашний прогноз погоды,
медленно и печально выведай новостей,
если в окно заметен дым из трубы – «Ого! – Дым!» –
выкажи удивленье, умолкни и опустей.

Утром пойдешь на рынок – туда, где рыбы,
лежа по стойке «смирно», тужатся произнесть
волглое «О» и вымолвишь: «Рыбины полторы бы!»
для полученья сведений, где твое место есть».


Углич
                     «Слезины – не слезы, не слезки и не слезищи»
                                                                   (из размышлений)


Броский размер и рифмы – весьма случайны –
не объяснят законов, коими так богат
сумрачный городок: веранду, где пили чай мы
и мотыльков у лампочки маскарад...

Вспомнишь – и по привычке: двигаешься на ощупь,
запахи осязаешь, взвешиваешь в горсти
маленькие предметы, хотя не проще б –
думать о чем повыше и дорасти
до потолка, хотя бы... (что, в общем, не так высок, но,
чем проседает ниже, тем недоступней во
времени)... Ежедневно сырость сочится в окна,
и набухает дерево... Никого
в доме, опричь тебя, нет (слезины свои утри),

разве что – привидения, но я уже не молюсь... – к
чему? зачем?.. Захочется – убери
вещи из дома, слова – из памяти – останется всего три
слова, и среди них будет одно – моллюск...

Осень уже... Половица скрипит в передней.
Зеркало потемнело, практически каждый вдох –
тих и печален, будто и впрямь последний...

Я покидаю сумрачный городок.


* * *

Самоубийство яблок во дворе
и шепот кабачков на сковородке.
И шелестящий влажными тире,
дробящий многоточием, короткий,
как променад наперекор жаре
до речки и обратно, ливень.
Лодки.
Велосипеды.
Бурные амбре.
Стол на веранде, прыщ на подбородке.
Звезда над полем. Тополь на горе…

Кончался август. Начиналось то,
о чем я, как положено невежде,
не помышлял особенно, зато,
ветшая от увиденного прежде,
уподоблялся старому пальто –
хотя бы потому, что спал в одежде…

процеживало окон решето
вечерний воздух – видимо, в надежде,
что, обернувшись к завтраку просто… –
простором? простоквашей? (не поешь, де –
не женишься?) – он не исчезнет, что
все так и будет…

Так оно и было.


Калязин

Конспект истории болезни.
Двойной родительный падеж.
Поди ж налево, но полезней –
в образовавшуюся брешь.

Там городок, не чист, не грязен
(его фамилия Калязин –
для посвященных, имярек –
для пролетающих в плацкарте
сквозь точку мнимую на карте),
наивлажнейшая из рек,
тасуя полые бутылки,
стремится с севера на юг,
там кобылицы и бобылки
незапылившиеся пылки,
там неразлучны хряк и хрюк.

Там все дрожит, когда на дрожках
грохочет местный почтальон,
топор кидается в бульон,
индюшки там на курьих ножках
взахлеб исследуют район,
торчит заноза колокольни
из пятки острова рябой,
и, чем вернее, – тем окольней
маршрут практически любой.

Поля цветут, но пуще – пахнут,
дым над торфяником летуч,
маячит солнце из-за туч,
пейзаж распахан и распахнут,
и каждый филин хохотуч…

Там память, будучи кривою,
своей неявною длиной
связует копчик с головою,
и остаются за спиной –

пастух в торжественной мурмолке,
ученый кот и свет на нем
и – на стволе, и на двустволке,
и небо с точечным огнем,
и все, что выше – и левкои,
и цыпы с вечным «рококо»,
и то, как дышится легко и –
не умирается легко…



Назад
Содержание
Дальше