ПРОЗА | Выпуск 57 |
Вверх ногами
Великая иллюзия – не только кино. Это – все. На что потратили двадцатый век? На иллюзию. Миллионы жертв социального иллюзиона. Эти страшные кадры хроники, когда бульдозер сбрасывает трупы в ров. Их множество. Они валятся друг на друга, эти несчастные «я» Второй Мировой.
Я-ма.
Человек извел себя на иллюзию.
Утешение – в абстрактном, а не в конкретном. Надо выйти из сущности в переливающиеся формулы.
Однажды с приятелем Витей, который заперт теперь в своей квартире, похоже, навсегда, мы стояли на набережной Мойки, неподалеку от коммуналки на Исаакиевской и выпивали.
Вода бликовала. Казалось, светящиеся человечки, воины света, идут и идут по ней без конца.
Лучистое человечество.
Гляди, Витька, сказал я, видишь эти сияющие фигурки, они идут к нам. Зачем?
Витька абстрагировался и увидел.
Он так по пьянке увидел, что вздрогнул и испугался.
Может быть, они и идут к нам, эти светлячки, солнечно-абстрактные зайчики калейдоскопа информационного поля.
В любви, когда она достигает своего апогея, тоже открываешь в другом абстрактное.
Душу.
Вечная любовь – высшая форма абстракционизма.
Соитие формул.
Вибрации ритмов.
Пятна фракталов.
Борис Ванталов.
Чем не абстракция?
Абстракционист сам по себе.
Поллак по-живому.
Собственное я сделал абстракцией. Перевернул, как Кандинский, вверх ногами. Вишу в рамочке собрания сочинений. Покупайте, недорого.
6.01.2011
Местоимения ничто
Купил «Александра Первого» Дмитрия Мережковского. И сразу же обнаружил в нем рудименты Мейстера Экхарта на девятой странице.
« – Я вижу, дорогой мой, вы все еще не можете освободиться от самого себя и обратиться в то ничто, которое одно способно творить Волю Господню», – проговорил дядюшка и завел глаза к небу».
Эта сентенция вложена в уста реакционера-мистика, министра народного просвещения и обер-прокурора св. Синода, князя Александра Николаевича Голицына.
На Исаакиевской, рядом с Синодом, мое Ничто просуществовало лет десять в ХХ веке.
А Голицын основал «Библейское общество». А я попросило завещать Лену Шварц ему ее Библию. Неспроста все это.
Местоимения ничто.
9.01.2010
Аракчеев, ау!
Продолжаю читать Мережковского, на стр. 53 обнаруживаю: «Задача была слишком простая, придумал посложнее: сколько надо щебенки для шоссейной дороги от Грузино до Чудово».
Это латифундист Аракчеев так развлекался. А я ведь в тех местах маршировал не раз, добираясь к Гоше Никитину в Юршево. От Чудово до Грузино на автобусе, а потом пехом 11 км.
Когда не было дороги, приходилось идти какими-то партизанскими тропами за провожатым. Шаг вправо, шаг влево, и ты проваливаешься по пояс в вонючую жижу. Потом насыпали (щебенка!) дорогу, Гоша купил «Ниву». Жить стало легче, но не веселее.
Не раз я оставался на несколько дней в доме один. Аборигены не заходили. Было по-первобытному тихо. Иногда среди ночи на кровать вскакивала киса Лариса, которая пропитание добывала себе сама. От хозяев ей требовалось только молоко.
Однажды, выходя на улицу, спускаясь по лестнице, я провалилось. Ступенька (громадная в старом деревенском доме) вдруг под моей ногой заколебалась и рухнула в глубину подполья. Нога устремилась туда же, в андеграунд. Я стало судорожно хвататься руками за бревна и шлепнулось задом на целую часть лестницы. Провал зиял. Пришлось забивать его пустыми ящиками, чтобы не прыгать, соревнуясь в ловкости с горным козлом.
А если бы свернул в тот момент себе чего-нибудь, так бы и лежал там, пока друзья-хозяева из города не вернулись.
Аракчеев, ау!
11.01.2011
Грамматика себя
А другой Дмитрий, современник, человек-фонтан, по фамилии Быков, пишет сегодня в «Известиях» (12.01. 2011, стр. 6). В связи со 135-летним юбилеем Джека Лондона: «Это развитие уперлось в тупик, и нужен эволюционный скачок – потому что нынешний человек Олигархию скинуть не способен».
Не понимая, что социум – проекция мозга. Пока балом там правит эго, расширенное воспроизводство сожрет все. Это безысход.
Надо менять грамматику себя, если не поздно.
Отрешение
Я должно быть заменено на ты. Надо попытаться взглянуть на я как на нечто постороннее. Субъект превратить в объект. Отрешиться.
12.01.2011
Предвкушение свободы
– Что значит отрешиться?
– Перестать быть только собой.
– Это как?
– Надо выделить из себя наблюдателя.
– Чтобы что?
– Чтобы наблюдать…
– Что?!
– Собственное ничего.
– Какая радость!
– Это не радость, это покой.
– Заупокой?!
– Да.
– И все?
– Можно еще пытаться дирижировать хаосом себя.
– Стать музыкой?
– Музыкой стиха.
– Петь, танцевать?
– Петь молча и кружиться, как звезда.
– И…
– Тогда будет свет.
– Загорится тьма?
– Сгорит эго.
– И что?
– Одним местоимением станет меньше.
– Это свобода?!
– Это ее предвкушение.
Пишу мозгом
Когда входишь в «свой текст глубоко» или, наоборот, он входит в «тебя», то начинаешь его обнаруживать всюду.
Коитус с континуумом.
То в Мережковском, то в Быкове. Вот сейчас подвернулся Константин Кедров.
Когда-то был у него с Леной Пахомовой в гостях. А его молодая киношная родственница выпытывала у меню, что думаю о фильме «Луна-парк» Лунгина.
Я ничего не думало.
Оказывается, там была «тонко запечатлена атмосфера дома Лунгиных», о котором не имел тогда ни малейшего представления. И узнал только в другом веке из «Подстрочника».
Так вот, номинант на Нобелевку пишет в «Известиях» (14.11.2011, стр. 15) в связи со 125-летием со дня рождения Ильи Эренбурга. «Со слов Эренбурга мы знали его (Пикассо – Б.В.) творческий манифест: «Я пишу не кистью, а мозгом».
Конечно, я в свое время прочло «Люди, годы, жизнь», но только сейчас оно читает по складам, медленно, как первоклассник. «Пи-шу моз-гом».
Спасибо, Кедров!
14.01.2011.
О, эти палочки!
(Продолжение продолжений)
Прочел у Мережковского, что Павла I убили в ночь на 11 марта. Невольно вздрогнул. Затарахтели мыслишки: он тоже был маленького роста, приступы ярости, рыцарство.
Еще 11-е сентября.
Вообще, 11 – интересное число. Цифры исчерпываются на 9-ти, и тут нужно вернуться к началу и вспомнить ничто, тогда эта парочка образует новый порядок, ничто оказывается после всего, а потом после первого всего ставится второе все и возникает неделимое 11.
Но лучше бы его не было!
10 месяцев прошло
Долиной смертной тени
В конце Библии есть список любимых псалмов Лены. Может быть, она их все знала наизусть.
Это – 8, 15, 22, 38, 41, 50, 89, 90, 130, 138.
В связи с предыдущими изысканиями заглянул в 22.
«Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня».
Последний раз, когда мы сидели на 5-ой Красноармейской за столом вдвоем, она сказала, что э_т_о не страшно. За ее спиной на стене простиралась карта звездного неба. Два черных круга-полушария, как крылья, обрамляли тающую фигурку.
И был день. И на столе горела свеча. И это было в последний раз.
Хокки уже не было. Он был у Кирилла.
15.01.2011
Цып-цып-цып
Коитус с континуумом продолжается. В «Известиях» (17.01.2011, стр.7) Людмила Улицкая вещает в качестве профессионального биолога-генетика: «Мы сейчас находимся в состоянии эволюционного скачка».
Кто эти «мы»? Замятин?
А, может быть, Малевич?
Игорь Владимирович Бахтерев?
Ры Никонова?
Беккет?
Где скачок, а где «я-мы».
Общество потребления скакать не может. Оно обречено. Духу тут и веять негде. Вместо духовной эволюции – социальные революции.
Цып-цып-цып, и на шашлык.
тОчка
Скачок, как предчувствие. Как захватывающая дух перспектива. Теперешний курятник похоже окончательно превращается в птицефабрику. С одной стороны жалко, а с другой…
Как там у Флоренского в «Итогах» – не_надо.
Не надо ада.
Е адо да
До а
О.
– тОчка
18.01.2011
Расслабьтесь и получите удовольствие
Вчера из Израиля звонили Никитины. Гоша, полуодетый, сидя на лавочке в садике (гинеде), рассказывал мне, глядящему в окно на суровые сугробы, о сучьем свойстве точных наук объяснять одни фундаментальные понятия через другие. Так точка образуется посредством пересечения двух линий, а линия – кратчайшее расстояние между двумя точками. Такой способ познания, одно через другое, никогда не приблизит к Богу, который другого не подразумевает.
В этом плане «мое» жертвоприношение я научнее самой науки. Мозг нащупывает новый язык познания через меня, через вас, через нас.
Яки, расслабьтесь и получите удовольствие.
Топ-троп
Да, от коитуса с континуумом до коитуса с мозгом – один шаг.
«Да, да, очень нелегки / в неизвестность первые шаги» – пророчествовало радио в семидесятых. (Тамара Миансарова?)
Прямо по раздваивающейся дорожке, милый стриж.
Топ-троп, топ-троп.
20.01.2011
Болван
Может быть, я иногда не в заумь уходит, а в какое-то камлание.
В башке надо включить радугу, и тогда по ней польются, заскользят слова-дожди, орошающие нейронную пустыньку.
Заколосится флора мысли.
Созреют зерна идей.
Их склюют пролетающие мимо стайки ангелов.
Ты жило не напрасно.
Болван.
21.01.2011
Спасибо
«Сам вышел из себя». Это же духовная космонавтика.
Ты – terra inсognita. «Эра ментальных путешествий».
Оказывается, почти всю жизнь я говорю одно и то же. Повторение – мать учения.
Если бы атомы в молекулах каждый раз складывались по-другому, по-новому…
Бесконечное лего божественного конструктора.
Разобрать двойную спираль себя и сложить ее к стопам Универсума.
Спасибо!
Нестрашная неделя
Дочитываю Мережковского и уже в конце книги (стр.505) умирающий Александр Первый говорит императрице: «Не страшно, Lise, не страшно».
Вот и это повторилось. Два «не страшно» выпали на субботу и воскресенье.
Нестрашная неделя.
Три товарища
Дальше – больше. Вскрытие Александра (стр.510): «При отделении пилою верхней части черепа из затылочной стороны вытекло…»
Стр. 512 – «Хотя выражение лица очень изменилось, когда при наложении отпиленной верхней части черепа на нижнюю натягивали кожу с волосами…»
Борис Александрович, Борис Александрович!
Александр Павлович, Александр Павлович!
Дмитрий Сергеевич, Дмитрий Сергеевич!
Новый узелок на памяти.
23.01.2011
БАН-дурист
Вечным может быть только абстрактное. То, что словам не по зубам.
Поэзия трепещет вокруг него, как мотылек около свечи, и либо сгорает в безумии зауми, либо, опалив крылья, ползает по земле в поисках гибели.
Абстрагироваться от я – задача поэта. Смотреть на психические процессы, протекающие в тебе, как на природные явления. Из этой отрешенности и возникает ты-наблюдатель, созерцатель эксцессов себя, коллекционер мыслей и эмоций, слепой музыкант, играющий на ситаре судьбы.
БАН-дурист.
24.01.2011
Продолжение коитуса с континуумом
Снова газетные изыскания.
Репортаж из перегоревшего БАНа.
Сдам туда когда-нибудь комплект «Крещатика» (сейчас их уже больше 50-ти номеров).
В «Известиях» от 2.02.2011 (номер страницы впопыхах отрезал) упомянутый фонтан, Дм. Быков, пишет в связи с 90-летием первого заседания «Серапионовых братьев»:
«(…) живая растерянность хорошего человека, осознавшего, что быть человеком уже недостаточно».
А я о чем писало: «Быть человеком мозгу больше не охота». Читайте «Записки неохотника»!
Читайте «Чайку» Чехова!
Три Ч – чичаче
Вчера смотрели с женой «Чайку» в постановке Йонаса Вайткуса. Он пытается демонизировать Чехова еще круче, чем Кристиан Люпа («Чайка» в Александринке).
Чехов становится все более и более обэриутским. От него разит и футуристами теперь.
Это бесстыжие игры времени. Сумеречные настроения сменяются заревом ада и дада
Но это общеизвестно. Я же обалдело, услышав (сто раз слышанную) реплику Дорна: «Нет, не пустяки. Вино и табак обезличивают. После сигары и рюмки водки вы уже не Петр Николаевич, а Петр Николаевич плюс еще кто-то; у вас расплывается ваше я, и вы уже относитесь к самому себе, как к третьему лицу – он».
Значит, мое я теперь под вечным кайфом. Пить больше не надо. Хорошо бы и не есть и не спать, как было на той моей открытке, изданной Таней Михайловской, что висела у Лены на 5-ой Красноармейской. «Никогда не спи, ничего не ешь».
Мои шипящие авторы: Чехов, Шекспир, Щедрин, Шопенгауэр.
У А. П. – апокалипсис на даче. У В.В. – Солнце Хиросимы на даче.
Читайте Чайку Чехова
Чичаче
Попейте чайку на закате европы, чтецы.
На надгробье Аверинцева вырублено: «Чтец».
4.02.2011
Ты – роды
Вчера после гостей включил телевизор, обнаружив в программе на канале Культура документальный фильм «Избранный».
Я не имело ни малейшего представления, что это за избранник (но понимало, что это не Томас Манн).
И вдруг (золотой ключик фабулы) оказалось, что фильм про поиски мальчика, в котором (очередной отказ очередной ручки писать) должен воплотиться выдающийся лама. Его ученик бродит по горным селам и общается с полуторагодовалыми младенцами, предлагая им поиграть с четками. В конце концов один из них тянется к четкам ламы. Потом его везут на испытание, где из множества вещей, он отбирает вещи покойного ламы. И в конце концов Далай-лама утверждает его в качестве восприемника. По ходу съемок малыш подрастает. Ему сбривают волосы, семья соглашается, и трехлетнего ребенка везут в монастырь. Там, глядя на фотографии покойного ламы, дите указывает на них пальцем и провозглашает: «Они – это я».
Моему я это понравилось.
Оно похоже понесло от континуума.
Я больше не девушка.
Эго беременно.
Ты – роды.
6.02.2011
Мистик поневоле
Вчера режиссер Борис Павлович привез из Вятки спектакль «Видимая сторона жизни». На Володинский фестиваль. Играли в Большом театре кукол на Некрасова. В фойе.
Из БДТ были Лена Попова и Ирина Шимбаревич. За нашим столиком сидели Кирилл, его жена Женя, Надежда и мое я.
Последнее старалось удерживать слезинки, которые вытекали из-под очков.
Временами казалось, что дух Лены проносится сквозь нас.
Актрису зовут Яна. Это, как напомнил Кирилл, роковое для Лены имя, так звали последнего врача Дины Морисовны и лечащего врача в Песочной, откуда Лену отправили домой умирать.
Своеобразное изящество у фатума. А сколько у него еще таких рифм распихано по людским судьбам. Разве за всеми уследишь?!
Сразу вспоминаешь название цикла Лены: «Стихи для себя и для Бога».
И все это в театре кукол.
Поневоле станешь мистиком.
07.02.2010
Театр Кукол
Стихи продолжаются. Я покупает (все еще!) дешевые книги (99 р). И вот купило оно роман Сомерсета Моэма «Театр». Есть куча его версий в кино и на сцене.
Трофеи (о Эредиа!):
1). «Но что это? Другое внутреннее ее «я» прекрасно понимало, что она делает. Это «я» разделяло ее боль и одновременно наблюдало, как она ее выражает». (Стр. 168)
2). «Это была неведомая ей духовная субстанция, озарение, которое, казалось, нисходило на нее свыше. И посредством нее, Джулии, совершало то, на что сама Джулия была не способна. Она была обыкновенная, довольно привлекательная стареющая женщина. У ее дара не было ни внешней формы, ни возраста. Это был дух, который играл на ней, как скрипач на скрипке. Пренебрежение к нему, к этому духу, вот что больше всего ее оскорбило» (стр.193).
Позавчера я написало: «Временами, казалось, что дух Лены проносится сквозь нас».
И вот этот дух объективируется (ха-ха-ха!) у Моэма.
Все эти демоны, внутренние голоса, бесконечные вариации на тему «ты», выхода из человеческой интимности в мир абстракций, саги о марионетке, созерцающей «свои веревочки, уходящие в бесконечность».
Да что говорить, достаточно вспомнить последнюю строфу (которую дурочка из «ПТЖ» выбросила во вступительной заметке к публикации «Девочки со 144 родинками») из стихотворения Лены Шварц «Ночь театра» (2007 г).
И осеняет озаренье
Мой мозг под чепчиком седин:
Актеров, нас, тут мириады,
А Зритель он всегда один.
Всем спасибо
Вообще с каждой написанной и прочитанной новой книжкой я все больше вкатывается в пространство стиха судьбы. Если раньше у него резонировали только книги, то теперь, в связи с возрастом, начинают резонировать и люди тоже. Это необозримое сверх-стихотворение прочитать невозможно, но можно услышать его гул.
Спасибо, Осип Эмильевич. Спасибо, Александр Александрович. Спасибо, Елена Андреевна.
Всем спасибо.
Ничто
– Что такое стих-судьба?
– Это жизнь, воспринятая через ритм.
– Как эти ритмы передаются?
– Как вибрации.
– Все вибрирует?
– Все.
– Как узнать свой ритм?
– Никак.
– ?
– Надо жить и прислушиваться.
– К чему?
– К самому себе
– И…
– И выйти за пределы себя.
– Что это даст?
– Ты узнаешь свой ритм.
– И…
– Ритм ближе к абстракции, его передают через соотношение цифр, он пифагоричен.
– И…
– Ритм – это Рим срединного царства, расположенного между плотью и духом.
– Вибрации – это тропы-молнии?
– Да.
– Как по ним передвигаться?
– Надо самому стать вибрацией под смычком судьбы.
– И это будет стих-судьба?
– Да.
– А кто его прочтет?
– Твое Ты.
– И что?
– Ничто.
9.02.2011
Сделано
На днях Кирилл Козырев рассказал восхитительную историю. Он гулял с Хоккой, и какой-то дедок, глядя на собачку, изрек: «Шустрый, как Ленин». «Вы даже не представляете, насколько вы правы!» – ответил ему Кирилл.
Я обещал занести эту историю в анналы.
– Сделано!
А меня
Еще вспомнилось. Ближе к полуночи Лена с Хоккой провожает меня до пересечения 5-й Красноармейской и Московского проспекта. На углу прощаемся. Мы подшофе. Хокка прыгает вокруг. Склоняюсь и целую его в крутой лобик и, еще не успев разогнуться, слышу негодующий возглас Лены «А меня?!»
11. 02. 2011
Тогда Лена еще говорила
Сейчас (13 февраля) по «Эху Москвы» (хорошо, что рано встаю) прослушал (с 8.30 до 9) интервью Майи Пешковой с Юрием Кублановским по поводу «годовщины» смерти Лены.
Эта пискля Майя почему-то сказала, что Лена умерла 11 февраля. Да она еще месяц прожила!
Я прекрасно помню, что рассказывал ей, приехав домой вечером 23 февраля с дня рождения Сашки Горнона (а мы тогда условились, что буду звонить ей два раза в сутки, утром и вечером, проверять, жива ли), как какая-то дама лет тридцати вдруг пожелала познакомиться со мной, стоя рядом на эскалаторе. Учитывая скорбное обстоятельство болезни Лены, я не было расположено к полуночному флирту. Но это существо назойливо протягивало руку. Валентина, сказало оно. Я вынужденно протянуло ему свою. Оно вдруг склонилось над ней и быстро, как кошка, облизало кисть. Что вы делаете, изумилось неприятно пораженное я.
А священникам-то каково…
Господи, Лена тогда еще говорила.
Тайна
А Кублановский рассказывал все вроде бы правильно, но как-то пошловато. Он произносил слово «чудо» вяло, приземленно.
И дело тут не в пафосе, а в тайне, которой была Лена. Может быть, она была не совсем человеком, не совсем женщиной, не совсем поэтом.
Она была чем-то б?льшим.
Она была тайной.
13.02.2011
Однозвучно гремит колокольчик
На той неделе позвонил Саша Горнон и сказал, что умер Абрам Юсфин. Он был на панихиде в Союзе композиторов. Я хорошо помню этого музыковеда с коровьим колокольчиком на шее. Однажды у меня на Исаакиевской мы записывали на плохой магнитофон что-то совместное, авангардное, еще и с моим малолетним сыном Левой.
…Где теперь эта запись?
Еще он вступил третьим (по русскому обычаю) в переписку Натана Эйдельмана с Виктором Астафьевым по еврейскому вопросу
…Кто теперь об этом помнит?
... А тогда все читали, кипели.
Фуета фует.
…Однозвучно звенит колокольчик.
21.12.2011
Реприза
Где-то прочитал, как некоего человека спросили, а вы не стали под старость верующим? Он ответил: Слава Богу, нет.
Этот оксюморон вдруг пробудил во мне вопрос, который удивил своей новизной. В я его еще не возникало.
А верит ли Бог в меня?
То есть, что мое я для Него?
Как это, сказал Беккет.
Или пошутим с Гете, – страдания солнечного зайчика.
Можно еще вспомнить репризу клоуна Олега Попова.
Шарман, шаман
В «Письмах в Сигейск» (книга писем Н.И. Харджиева к Сергею Сигею) Николай Иванович нечаянно роняет определение: «Поэт – существо крестовидное».
И я недавно поняло его буквально, как схему, как чертеж.
– Горизонталь – это обычная человеческая жизнь, которую переживает каждый. А вертикаль, перечеркивающая эту обыденность, отражает метания (корчи) духа, земные корни и небесную крону.
Кроме всеобщих рождения и смерти, поэту надо вынести в себе дихотомию твари и ангела.
Его опыт парадоксален.
Он уже никогда не жив.
Он еще никогда не мертв.
Его крест пульсирует.
Поэт четырехмерен.
Шарман, шаман!
Я-беда
Сумеет ли я переплыть эту толстую тетрадь-книгу. Чистых страниц пока еще больше, чем исписанных.
Хождение за три моря.
«Утром три».
Тригонометрия ментальных блудней.
Мозги на пенсии.
Я-беда
22.02.2011
Тригорину
Сюжет для небольшого рассказа: я просыпается и не обнаруживает себя.
Ты есть то.
Тат твам аси.
Ах, как кружится голова
Как представить эти цепочки молекул, что образуют наше тело.
Они движутся.
Идем дальше. Созерцаем с Демокритом атомы.
Они движутся.
Потом электроны в атомах.
Они тоже движутся по орбитам.
Все в этой матрешке нас движется.
И в матрешке всего (земля, солнечная система, галактика и т.д.) все движется.
Этим большим вальсом дирижирует Штраус. Это я читаю огромную книгу Жака Ле Ридера. «Венский модерн и кризис идентичности» (СПб, 2009).
Лене не задолго до смерти некий целитель, когда-то подвизавшийся в БДТ, тоже велел вращать блюдечко.
Коловращение жизни.
– Как смерч.
Смерч смерти.
Какие тебе еще полеты нужны, Катерина?!
«Ах, как кружится голова, как голова кружится».
Это стихи
– Выходит, что все…
– Завихрения завихрений.
– Экая хреновина.
– Нет, это балет.
– И Ницше любил танцы.
– И дервиши.
– «Танцующий Давид»!
– Да – и как она всегда вспоминала эту пожилую пару, танцующую в скверике на Измайловском около гастронома…
– 9-го мая.
– Великое в малом.
– Ветераны танцуют со смертью?
– Они берут ее к себе в круг.
– Летальная орбита вальса.
– Победа – это танец со смертью?
– Это стихи.
Ты-ты-ты
– Значит, стихи…
– Мы уже говорили.
– Танец судьбы?
– Да.
– Это объективность?
– Когда стих написан, то – да.
– Значит, в конце такого стиха…
– Смерть.
– И…
– Надо писать новый.
– И сколько это будет продолжаться?
– Пока не кончатся рифмы.
– Что потом?
– Ритм.
– Та-та-та?
– Ты-ты-ты.
Драма ты лги я
Не прошло и нескольких часов, как натыкаюсь на «ты» у Ридара (см. выше).
(Пью чай с израильским лимоном, который мне прислали Никитины из своего садика. Мог ли думать Гоша, который жил в двух шагах от садика на Малой Садовой, что под старость будет сидеть под пальмами, как я ему и предсказывал.)
Итак, Ридер. Стр. 70–71.
«Философ Фердинанд Эбнер в работе «Слово и духовные реальности» (опубликованной в 1921 г.) дал глубокую интерпретацию этого «экзистенциалистского» аспекта мысли Вайнингера, показав, что книга «Пол и характер» является одним из самых очевидных симптомов болезни Icheinsamkeit. («Одиночество я»), которое угрожает существованию современного индивида и, согласно Эбнеру, может быть излечено только через опыт общения с «Ты», прежде всего общения словесного. Диалог с Другим, опосредованный диалогом с Богом, противопоставляется здесь поэтическому и философскому монологу гения, сосредоточенного на своей субъективности».
То-то из меня диалоги поперли. Никогда раньше такого не было.
Драма ты лги я.
23.02.2011
Ее нема
Продолжаю единоборство с ручками, отказывающимися писать мою безысходную кривду.
Март. Скоро годовщина смерти Лены.
Пустоватенько.
Вот все, что могу сказать.
Ее нема.
Басня
Вообще, единственное, что можно сделать, чтобы сохранить высокое присутствие памяти о Лене (помимо чтения стихов), это самому карабкаться туда, где она парила столь свободно.
Улитка и балерина.
Басня.
Вторцветмет
Иллюстрация на тему карабканья.
У меня есть стихотворение «Вот молекулы сверкают,/в теле стареньком моем,/что они об этом знают,/размышляют ли о чем?» И т.д.
Там еще упоминаются атомы, электроны, пю-мезоны. По поводу этих элементарных частиц я консультировался с лириком-физиком Борисом Шифриным и посвятил ему это стихотворение.
И вот недавно, сидя на дне рожденья у Александра Горнона, Борис заговорил о том, что эти самые частицы (по Флоренскому), образуя человеческое существо, при расставании с телом сохраняют память о нем. Ибо помимо ноосферы есть еще пневмо-сфера…
Позволю себе вольность: атомы намагничиваются человеком.
И может быть мы просто обогатительная фабрика материи?
Сколько атомов одомашниваем за жизнь.
Вот и Федоров предлагал все собирать.
Значит, много лет назад я написало оду утильсырью.
Вторцветмет.
Мозаика индивидуальности
А если в меню попадут атомы, намагниченные другими, что будет?!
Диффузия.
Мозаика индивидуальности.
Проветривание
Над землей снова задул ветер вер. Ислам встрепенулся. Повалились диктатуры. В Африке открыли форточку.
Астров рад прохладе.
Проветривание.
«Я спасти нельзя»
Вот еще выудил из Ридера о предшественниках меню.
Стр. 105 «Гофмансталь, Маутнер и позже Музиль, а может быть, и Витгенштейн пытаются найти выход из кризиса идентичности. (Порожденного неопозитивизмом, который доминировал в конце XIX века и доктрину которого резюмирует высказывание Эрнста Маха: «Я спасти нельзя».) На пути систематической деконструкции субъекта, и прежде всего его языка, – деконструкции, после которой только и можно воспринимать откровения «иного состояния». У Отто Вейнингера аналогичную функцию спасения я, разрушенного атаками со стороны неопозитивизма и экспериментальной психологии, принимает на себя фигура «гения».
2.03.2011
Полшестого
Мельком видел во сне Лену. Она была коротко подстрижена, как после тифа.
Похоже, это были чьи-то похороны.
На паперти юродствовал Саша Миронов. Его пытались успокоить. Кто-то сожалел о том, что не укололи вовремя.
Потом снова Лена (в черном), одиноко сидящая на скамейке. Не седая.
Я смотрю сверху. Сквозь прутья ограды.
Пролезть к ней было невозможно.
Кого же они там хоронили?!
В полшестого.
3.03.2011
Только чудо
Вчера первая годовщина смерти Лены.
Панихида в Троицком соборе.
Отец Владимир, отслуживший ее когда-то и по Кудрякову.
Этот собор теперь литературный.
(Какой-нибудь знаток поэзии, проходя с очередной пассией мимо, скажет со значением, здесь отпевали Елену Шварц.)
Потом посидели в кафе «Африка»
Зашли с Кириллом на квартиру Лены. Там – ремонт. Поразили антресоли, с выдвигающимися лестницами-трапами, и обнаруженный подпол.
Как бы Лена радовалась этим вновь открытым пространствам! Они превратили городское жилье в дом с тремя уровнями. Появилась вертикаль. Мы-то, в основном, живем в горизонталях.
Потом еще посидели у Кирилла на башне. Хокка в хорошей форме.
Говорили о конце света.
О том, что его может предотвратить только чудо.
Может быть, маленькая Лена была одним из таких грандиозных чудес, предотвращающих Апокалипсис.
12.03.2011
Экологическое Евангелие
Не успел прокукарекать о конце света, как затрещала по швам земной коры Япония.
Атомные станции пошли вразнос.
Природа показывает человеку нос.
Не злите ее, господа потребители, не злите!
Тише воды, ниже травы.
Экологическое Евангелие.
Проще не бывает
– Кто виноват?
– Виновато я.
– Что делать?
– Ничего.
– ?
– Созерцать.
– ?
– Человек – творец наблюдений.
– И больше ничего?
– Разве этого мало, смотреть и видеть.
– А иначе…
– Будешь ненавидеть!
– Так просто.
– Проще не бывает.
17.03.2011
Ты шуршишь
Просматривал телепрограмму и вдруг сообразил, если человек за несколько десятков лет обеспечил себя «реальностью», которую можно смотреть годами круглые сутки напролет, то что стоит более совершенному существу обеспечить такой «реальностью» самого человека.
Я пытается листать себя, как телепрограмму.
Хотя бы услышать ее шуршание.
Это уже завораживает.
Ты шуршишь?!
Аутисты, вперед!
Вчера прочитал в «Известиях» у Константина Кедрова (от 21-го марта 2011, стр.6) в заметке «День поэтов»: «Прошедший год был трагичен для русской поэзии. Ушли Андрей Вознесенский и Бэла Ахмадуллина. Ушли поэты, а поэзия их осталась навсегда».
Что тут скажешь?
Аутисты, вперед!
Город Глупов
Так же, как мы облачаем тело в покровы одежды, соблюдая диктат моды, так и мозг облачаем в мысли-одежки: карнавализация, деконструкция, симулякр… Красуемся на подиуме прогресса.
Глупо все это.
Город Глупов.
Г-о-р-о-д Г-л-у-п-о-о-о-в!!!
22.03.2011
Всем спасибо. Продолжение
Позавчера в газетном киоске купил какую-то Аманду Скотт. «Код майя: 2012». Как желудку необходима клетчатка, так и мозгу иногда не лишней бывает целлюлоза. На работе заглянул в последний абзац.
«Если тринадцать черепов сойдутся вместе и подтолкнут нас к переменам в сознании, которые сделают нашу жизнь более осмысленной, я буду первой в очереди, чтобы сменить мировосприятие».
Ах, девочка не моя, боюсь, что в этой очереди вы будете далеко не первой.
Позавчера же в «Известиях» (Павел Демидов «Дух и брюхо», стр.6) прочел о стебе: «Смех, безудержный и безмотивный, стал своего рода камертоном, по которому настраиваются умы и души».
А вот мой давнишний однострок:
«стеб да стеб кругом»
В той же газете на той же странице евразиец Александр Дугин в статейке «По ту сторону мира» вещает о конце экономики, конце демократии, конце Америки, но почему-то забывает сообщить о конце человека.
Словно божественный магнитик поднесли к хаосу ментальной стружки и вдруг все выстроилось в линии.
Просто Васильевский остров какой-то!
Приходите, Иосиф Александрович.
Уже можно.
Бедный Йорик! – 2
Вот интересно, как долго Бродский в морге работал? Это ведь опыт суровый, рты глиной забивать.
Бедный Йорик!
25.03.2011
Опять ментальная стружка
Дальше – больше. В «Новой газете» (от 28.03.2011, стр. 18) режиссер Кирилл Серебрянников провозглашает: «Потому что, по моему ощущению, нашему обществу необходимо резкое и местами радикальное изменение, революция. Не бунт, не хаос, не передел или перестрел. А бескровная ментальная революция. Революция в мозгах, которая заключается в необходимом переходе на другой уровень, в скачке. Наша страна вообще развивается скачками, и ничего с этим сделать нельзя».
А в чем скачок-то, Кирюша? В низвержении я. В расщеплении эго.
Эголог я, пою с Радж Капуром.
28.03.2011
Чао
Вчера ночью обнаружил у Аманды Скотт пассаж (стр. 472): «И Цзин» можно читать как лунный календарь, который так же указывает на некий конец – или трансформацию сознания столь огромную, что ее можно считать концом, – в 2012 году».
Все говорят одно и то же, но друг друга не слышат. Иначе бы все давно замолчали.
Человеку предстоит заткнуться.
Что ы с удовольствием и делаю.
Чао.
31.03.2011
P.S.
Завтра наш великий праздник, читатель.
День дурака!
Ни что не имеет значенья.
Значение имеет ни что.
Смешные мозгов приключения
В сказочке ни про что.
16 ч.54 м.
|
|
|