ПОЭЗИЯ | Выпуск 64 |
НЕВОЗВРАТНЫЕ ГЛАГОЛЫ Велосипед на раме велосипеда, потому что сидения нет, грохоча, леденея, звеня, вылетая на трассу, я летел, как планета, которой четырнадцать лет, я летел и летел, всю округу собой ужасая, и дорога стелилась прямая от края до края я влетал в повороты, плевал на возможность машин, мне два раза трамвай перерезал судьбу на ладони, я так честно летел, я так просто и честно летел, будто скоростью этой менял в мирозданье законы, по которым сирень, по которым вода и песок, и её голосок, и стареющий тополь у школы, я взлетал, как хотел, как никто уже после не мог и я вижу тебя, мой чёрный потрёпанный монстр, этот руль, эти рама и цепь, холодные тонкие спицы, мы над детством летим, и не можем уже опуститься никогда... Ветер когда-то я думал, что это что-нибудь значит дожди, магазины, клубника, промытая в море, бессонная дружба и сын, засыпающий долго, и мама, идущая вечером в поисках сына когда-то я думал, я знаю, что всё это значит, и я понимаю прекрасно, и надо немного: лишь денег, здоровья и женщину вкуса полыни, и что-то такое, чтобы не лгать и не плакать когда-то недавно я думал, что всё это просто, крылатый мой дом приносил утешенье и чтенье, и тополь качался, и вишни цвели и скрипели, и ветками шли по высокому тёплому небу и всё, что теперь я не знаю, как именно думал, что больше не думаю, то, что болит неутешно, листает простой, как собака, изменчивый ветер, и майский, и тёплый, бессмысленный ветер, конечно Посёлок на посёлке осенью грязно, на посёлке осенью сыро, там на воск ноября льётся горьковатый угольный ветер, и встречаются у колодца не пошедшие в школу дети посмотри, как они печальны, посмотри, как они унылы, посмотри, как воруют горстями у отцов «беломор» и «приму», как бегут они за холмами, где уже ожидают зиму, где пруды, где камыш и поле, бутерброд, холода и спички, где озябшая радость снега, что срывается над тропою, и в присутствии человека осень делается зимою и в присутствии этом время обнаруживается внезапно, это ночь или вечер только? и пространство растёт дымами, возвращая детей посёлка, и одаривая домами... Октябрь среди древних дедов и бабулек в том приходе где снег высок пела в хоре церковном юля – птица регент и голосок храм был ветхий холодный печка согревала едва-едва и трещала и стыла речка когда в храм пришли Покрова вместе с ними зашёл на праздник уходящих под осень дней некто зябко-большой проказник а по голосу иерей юля ахнула и застыла и прикрыла лицо платком когда он подхватил «помилуй» и повёл за собой потом в октябре по ночам не спится – тем молиться тем свечи жечь – православная плачет птица и не может в постельку лечь Встречи когда я встречаю кого-то из прожитых лет, я смущаюсь и злюсь, так смущался и злился, когда нам было по восемь, почему-то неловко выходят слова и вопросы, я смотрю на кого-то, стесняюсь, курю и смеюсь хорошо только с теми, кого ты недавно узнал, или знаешь не пристально, в общих чертах, не нарочно, есть общение издали, где думаешь просто и точно, без потребности нравиться и перебарывать страх Хороший друг хороший друг – понятие греха, он близок так, как, в общем-то, не нужно, и эта близость тяготит двоих... есть преступления, которые не помнишь, но можешь исповедоваться в них Юла торжественно вращается планета, размешивая в кружке молоко, и мама думает о чём-то о таком, чего, быть может, и на свете нету, а я гляжу, как тени мельтешат, бегут из тёмных комнат в палисадник, где наш орех – весёлый горький всадник – в зелёных латах объезжает сад, и вертится шуршащая юла всего, что совершается в округе, вращается планета, тени, звуки, и время засыпает у стола... ЧАСТНЫЙ СЕКТОР Область покоя Это, о сограждане, есть битва Всех растений с ветром и камнями, Птиц – с водою, августа – с июлем, И любви – с уставшей головою. Это Будда, это просто бритва, Это вечность происходит с нами, Это мы знамена развернули, Это нас несут над головами, Это шаг к пределу и калитке, За которой выльются из блюдца И душа, взыскующая тела, И слова, успевшие проснуться. У кого спросить о перемирии В этом мире, схваченном сраженьем, В этой битве легкой подалирии Со своим зеркальным отраженьем? Нет страшней врагов, чем эти двое, Никогда не знающие встречи, Потому и небо над землею, Потому и музыка без речи, Потому, сограждане, простимся, На войне возможны превращенья: Может статься, кто-то станет рысью, Ну а кто-то – комнатным растеньем. Слава вам, меняющие тело, Наших встреч оружие благое, Мира вам, и формы, и предела В безупречной области покоя. Дирижабль Не каждый день Прощаешься навеки, Нет в этом, понимаете, традиций, Неразработанная техника ухода Бьет человека, И свобода Стекает с небосвода на ресницы. Растет душа сама, Толстеет и скрипит, Как дирижабль. Внизу – вся карта мира, И газ, что подают в дома, Так хочется впустить в свою квартиру И задышать, Поднять над темнотой Лицо, как знамя, Как последний довод, Чтоб толстый и скрипящий шар, Легко покачиваясь, Вылетел на холод. Здесь легкость сна, Различий больше нет: Мужчина, женщина – Пустые злые счеты. Люблю тебя, Мне безразлично, кто ты. Виноград 1 Все кончилось паскудно. Ты пойми: Я умер. Это было трудно. Кричал, пуская ягоды и пену, Под ножницы протягивая вены Садовнику. Хрипел, Просил всех быть людьми, Искал в траве какую-то Елену, Хотел не света – Тьмы, Сплошной и плотной, Верил в холод. Три месяца тому Я был так молод, Что просто неприятно вспоминать. 2 Скажи, Любимая, Как осуществляется полив Кустарников, Вергилиев и странников? Садово-огородное пространство Уже организовано и ждет. И вот Во мне найдешь ты много постоянства, Крыжовника и ягод тиса, Ты станешь виноградною улиткой, Антеннки две отпустишь, как рога, И замечательно. И мята, и мелисса, И влажно-беловатая нога, Дом на спине, а в нем – вино и лето, Другие берега, Набоков в шортиках, Прекрасный ARBORETUM. Смотри, проказница, Не ешь меня помногу: Я несогретый Слишком близок к Богу, Что чревато верой в облака. 3 Сгорит улитка В медленном огне Костра курчавых грядок винограда, К свиньям собачим. Куры расклюют Уют ее изнеженного тела, Малютку дети понесут В коробочке в Швейцарию, В могилу. Мы плачем. БАШМАКИ АДАМА 1 В раю темно, Создатель молчалив. Адам и Ева (Браун?) Примеривают башмаки, Их чудные одолевают грезы О том, как здорово писать стихи И прозу, Нырять в залив, Где есть акулы, нефть и все такое, И трахаться до гробовой доски, До ненависти, До самоутраты. И жаждать опьяненья и покоя, И собирать коренья, И грести на Запад В белой маске зноя, Стрелять в жену и брата, Дарить подарки в День рожденья, Смотреть прибытье поездов… Да, много можно, Имея на ступне клеймо дороги, И башмаки им дороги втройне, Поскольку тяжелы, Бессмысленны и Безобразны, А по весне Их хочется обуть на эти ноги И понести историю вперед. Зародыш праздный – Первый деревянный год – В цвету стоит, И соки пьет и пьет, И набухает крепкой вязкой желчью, Еврейской сладкой мелочью и речью, Закованный в подошву двух светил. Башмак начала, Первенец пути. 2 Жизнь жмет Немного на подъеме, И давит, и жует, и ужимает в шее, И так безбожно врет, Что даже хорошеет, И давит кровь осеннею лозой, И в лист завернут Каждый крупный плод, Который не сгниет и не умрет, Покуда не опробован тобой И смертью целой, Вяжущей и горькой. Как месяц прорастающую дольку, Злись, но держи Бессмысленность во рту, Катай ее туда-сюда по кругу. Ледышку, девочку и восковую вьюгу Храни под языком, Высасывай безумие ее, И маету, И блядское кокетство, В бессмысленности есть остаток детства, Возьми его И стань его волчком, Крутящимся забавным барабашкой, Хранителем традиций и огня, Размазывая вечность на мольберте, Цветные полосы мой покидают дом. Алло, я слушаю, я слушаю, поверьте, Вот заяц гребаный, Вот няня, Вот родня, А в телефонной будке Чебурашка Который год стоит и ждет меня. 3 Ей детство отдаешь, Всю милую мишпуху, Котов и зайцев, винни-пухов, Буквально с Андерсеном Входишь в лоно к ней, Чтобы насытить воздухом и духом, И памятью, и влажностью полей, И врешь во имя нежности одной, Чтоб поточнее истина звучала. Любимых авторов, Любимое вино, И мало дня, И ночи этой мало… Оно смеется, Смотрит за окно, Оно вчера чего-то прочитало, А нынче очень хочется в кино, Там яркость улиц, Мелодрама, Холод, И волосы, и губы, и глаза, И все, чего зарифмовать нельзя, И силуэт ее прекрасно невесом. Адам, я, милый мой, не даун, Просто, знаешь, Она была – невероятный сон – И Ева Браун, И Софи Марсо. ПРОЩАНИЕ С НАТУРОЙ 1 Ей было сорок семь, Мне – двадцать два, Мы с нею, познакомившись едва, Легли в постель, И это было так, Как будто спишь со всеми сразу: С Мерлин Монро, С красотками на вазе И с пирамидой в Гизе, С учительницей первою своей, Стареющей с немою укоризной, С командой одноклассниц, Со всем ушедшим поколением людей, Недолюбивших, горьких, неизвестных, И милых, и неинтересных, Но страшных в достоверности прощанья. Мои воспоминанья Жизнь передразнит, Жизнь – искус, вкус, двоящийся укус. Прости меня, прекрасная подруга, Нам было хорошо входить друг в друга, И над постелью мучился Иисус. 2 А в этом теле не спеша Зачем-то возится душа, Обмылок вечности, Огарочек свечной, Для мастурбации годящийся военной. Какая проза! Она звалася Клавой, И нежной, И беременной, И бравой, Ведущей слезы, будто полк солдат, На взятие определенной цели. Я думаю, что вы бы охренели, Когда б прожили с нею двадцать дней подряд. Я выдержал пятнадцать, Видит Бог, Я сделал все, что мог. Потом мы не встречались часто. Зачем? Два раза в день – совсем не мало. Она, историк по образованью, Отлично помнила все даты и названья, И в море одиночества плевала, Полковник страсти, Дважды героиня За взятие меня, как героина, В три кубика входящего в инцест. Метафора, но что-то в этом есть. 3 Прощаюсь с уходящею натурой, С друзьями, Листьями, Соседкой во дворе, Со стареньким советским пианино, И я уйду в ближайшем ноябре, Когда над городом таблеткой аспирина Повиснет солнце в поволоке сна. Итак, она звалась Марина, Она была, Она была Она, Такая стерва, Сука, Истеричка, Невыносима детскому уму. Я плакал в этих грязных электричках О том, что я у ней, увы, не первый И не последний, судя по всему. И оказался прав, Что замечательно, Однако, Она вела меня, как девочка собаку, Которая вчера сказала “гав” И думает, что выдумала слово. Я ей шептал: “Марина, я твой Вова, Ну, Вова я, Ведь я же этот Вова, Который твой, И Вова он, И вот”. Она скептически готовила компот, Мешала с водкой, Добавляла льда И вычитала лишние года. Их было двадцать пять, С ума сойти, Пусть лечь, но как же встать? На середине Млечного Пути Стояла необъятная кровать. 4 Мой мир разрушен, Это хорошо, Мне хаос нравится – Он чреват и чуден, И голова работает, как бубен, Придумывая твердые слова. Раскрашивая старые картинки, Легко найти причины для всего, Уключины, ключицы, позвонки. Стихи похожи чем-то на поминки Или поминки требуют строки? Как это неприлично долго – Осень в матерьяле, Как это плохо – Так безбожно врать. Моя душа звалась, конечно, Ольгой, Как это на надгробье написали Или хотели только написать. ВЕНЕНДЕРСКИЕ ХОЛМЫ 1 Легко теперь заметить миг, Когда все лучшее становится паскудно И перелом, как срез, и сочен, и душист. Жить трудно, Тяжел парик, И руки намозолил Чужой больничный лист, Его везет к восходу машинист, И плачет от восторга, И курит натощак, Курьер железный, правды ученик, Он Жюль, Эмиль и Фредерик, Он просто умерший старик, Архангел, холостяк, Владелец скорости, Смотритель морга, Как губка, пориста Хрустит костистая дорога, Массне звучит из сна, Наст на плечах, короста и тревога, Секунда, изменяющая много, Не знает нашего рожна, Мчись, Рубикон, навстречу римским папам, Гори, сияй, в холодной топке, смерть, Рисуй нам Рай сосновой мокрой лапой, Ты можешь Магдалине песню спеть, Но праздник совершится Так и так, Мы в хороводы станем, Огонь бенгальский – Тигр бенгальский наш, В шары обут наш первенец китайский, И в спаленке отточен карандаш, Напишем письма, Просьбы и прощенья, Проект любимой в восемь чертежей, Где шея будет тоньше и нежней, Чем все твое клубничное варенье, Чем яйца господина Фаберже, Чем яйца Моцарта, Чем Гофманские змеи, Пора нам выйти в город в неглиже, От горя и желанья хорошея. 2 Сто тысяч братьев могут отдыхать Иль воевать, допустим, на Балканах, Зачем они, покуда живы мы, Что держат Венендерские холмы В кровавых многоградусных туманах? Ты только никогда не умирай, Звезда последней прелести и лести, Греховный мой ореховый трамвай, Как белочка, кружащийся на месте, Воронка, лист, барочная страда, Веласкес и футбольная команда, Рисуйте, мастер, форварда и гранда, Как мясо мертвое, промерзшее со льда. Мы любим и красивых, и уродин, Мы знаем цену землям и скоту, На дереве висит парнишка Один С волшебным словом, тающим во рту. 3 Я вечен, Сара, Каждый день С трех до семи и выше по полудню. На улицах не очень многолюдно, И нет нужды стеречь свои стада, Пускай бегут – им нравится жара, И марево июльского угара, И пруд в сплошном сплетеньи рдеста, Утопленников сизых, Их рук и ног, Поденок крылья, Хруст воды в суставах, Ленивая фиеста в первых главах В последних обращается в песок, И вязнет кровь, Как колесо телеги, Собрались, мальчики, Играем с третьей цифры. |
|
|
|