ПОЭЗИЯ | Выпуск 95 |
ЭЛЕГИЯ НА СЕЛЬСКОМ КЛАДБИЩЕ Наверно, не село, а городок, где был костел и даже синагога, и церковь, и усадьба, но поток событий и несчастий уравнял религии, Господь нам не подмога, и вера утекла, что кровь из жил какой-нибудь зарезанной скотины. Всем все равно, кто тут когда-то жил. И вытравлены пасынки чужбины, кто коз доил, а вечерами шил, и мелкий шляхтич, и его жена, и ксендз, и бородатые раввины – всем все равно. Судьба на всех одна. Наверно, не село, а городок. Все вымерли. И заросли надгробья, и памятники наклонились вбок, и на живущих смотрят исподлобья, евреи от поляков вдалеке, где кладбище спускается к реке. А тут – кресты, бумажные цветы, все те, кто тут недавно поселились, деды, супруги, кумовья, сваты, подумать только – жили, веселились, справляли пасху или первомай, восьмое марта или что еще там? Могильщик пьяный, не грусти, копай, не нам, не нам всех награждать почетом. Всем вольным воля, а спасенным рай, где все равны – Христос и Адонай. Костел, усадьба, церковь снесены, а в синагоге клуб, киносеансы уже пятнадцать лет прекращены, виной финансы, что поют романсы, обилие кровавых клубных сцен, а сверх того – ряды телеантенн. Антенны, вы, мне кажется, сродни крестам на кладбище – не высказать словами все то, что похоронено под вами, проклятый ящик – хуже западни. Сыграем в ящик! Пусть глядят на мир с телеэкранов или черных дыр, но я сижу на камне. Вечереет. И солнце только светит, но не греет. И слышится мычание коров из трех ближайших к кладбищу дворов. * * * Найди злодея – это отличный квест. Покажи ему ордер на обыск и на арест в кожаном переплете, с застежками из серебра, с корявым росчерком архангельского пера. Пройди сквозь парадный зал, загляни в расстрельный подвал, перерой вилами стог – может, там он заночевал? Не забудь о подземном бункере, сталь, земля и бетон. Вернись во дворец, загляни под золоченый трон. Под двуспальным ложем пошевели метлой. Поищи под прилавком в лабазе, у несуна под полой. И, вконец отчаявшись, к зеркалу подойди. Ты и есть злодей. И суд еще впереди. * * * Под Солнцем – духовное рабство, под Солнцем – свободный рынок. Под Солнцем просторы – реки, моря и горы. Соломон писал – под Солнцем не бывает новинок. Но над Солнцем бывает, и это – сияние Торы. Так написал комментатор в одном из томов Талмуда. Изворотлив ум бородатого старца, изречения – соразмерны. Вечно движение мысли, и все мы живы, покуда Солнце Правды и звезды разума выше житейской скверны. ОЛЬВИЯ Конечно, море сине, волна игрива, но страшно это видеть на дне обрыва, где когда-то был античный полис, нижний этаж. Мысли о смерти от края тебя отодвинут, полис две тысячи лет, как людьми покинут. Из черепков терпеливый может составить коллаж. Зоркий найдет пару-тройку бусин – предметы быта, а повезет – так отыщет в песке монеты, Борисфен, Деметра, или бутылочку в виде стопы, или мрамор – фрагмент барельефа с мордою бычьей. Кто ищет добычу – уйдет отсюда с добычей, вернется в свой город и скроется в гуще толпы. И город примет его, и антикварный рынок бусин не отличит от красных икринок, и то, и это побывало в морской воде, вместе с креветками и морскими коньками, вместе со всем, до чего дотянуться руками можно, забыв о племени и племенной вражде. Но вражда сохраняется в сердцах остолопов, ее находят в воде и на дне раскопов вместе с останками воинов предпоследней войны. И вот античный орел, когти вонзивший в спину не менее древнему бронзовому дельфину, и лик Горгоны, не знавшей ни стыда, ни вины. * * * Ты глядишься в трюмо. Два профиля и анфас. Расстроенье лица – в этом предназначенье трюмо. Никто при встрече на улице теперь не узнал бы нас. Неузнаваемый – неузнаваемой я пишу письмо, напишу, запечатаю в старый советский конверт – на марке портрет пилота времен великой войны, присовокупив два билета на давно прошедший концерт в одной из филармоний нашей бывшей страны. Мы никуда не пошли – не оторван контроль. Симфония Малера в отсутствие нас текла. Кстати, ты любишь Малера? – это почти пароль. Отзыв – был майский вечер, погода была тепла, и какой там Малер, когда каштаны в цвету, акация на подходе, и море шумит о том, что нужно выбрать ласточку, которая на лету находит пищу себе в пространстве почти пустом. И все же, ты любишь Малера? И любила ли ты меня? Мы не узнаем друг друга. Но вот, вообрази: ты идешь, хромая, я бреду, семеня, увязая в воспоминаниях, как увязают в грязи. Разве что форма носа не изменилась – такой шнобель или рубильник, товарищ пятой графы. Биография стала нелепой, но стихотворной строкой, слишком длинной, не нашедшей себе строфы. Я брошу письмо в почтовый ящик, с советским гербом, которого нет ни у почтамта, ни на углу. Прочесть его все равно, что биться о стену лбом, погружаясь мыслью в предвечную обетованную мглу. * * * Скажешь собаке «голос!» – она отвечает «гав!», ни звука нам не солгав. Скажешь пшенице: «колос!» и вот уже хлеб готов для наших голодных ртов. Скажешь смерти «будь легкой» и наверняка будет смерть на помине легка. Скажешь ружью: «огонь!» и вот уже пуля в груди. Все худшее – впереди. Скажешь толпе: «топчи!» и слышится топот ног, на горло давит сапог. Скажешь Богу: «молчи!» и замолкает Он, и слышней колокольный звон. IN MEMORIAM Он женился несколько раз и всякий раз на студентке двадцатилетней, а сам с каждым браком становился все незаметней, сжимался в точку, пока не скрылся из глаз. Я помню твою бороду и очки. Фотолабораторию – красный фонарик, я помню тебя, грассирующий очкарик. В печатании самиздата мы были еще новички. Проявитель и закрепитель, и «Доктор Живаго» готов. На очереди Зиновьев «Зияющие высоты». Это после работы, или вместо работы, на съемной квартире, в окруженье приблудных котов. С каждым катреном я удлиняю строку, как будто этим могу обеспечить продление завершенной жизни, почти бессмысленной, умалишенной, как все, что случалось на нашем с тобой веку. * * * Пришелец среди пришлецов. Скиталец среди скитальцев – Ни к чему не касайся – останутся отпечатки пальцев. Работают видеокамеры. Телефонные переговоры сохраняются в записи. В законе не судьи, а воры. Честь не в чести. Праведники в загоне. Портрет диктатора – на золоченой иконе. Личное дело каждого – в подвале картонные папки. Почетная мумия отдыхает, поджавши лапки. * * * Время в консервной банке – срок годности не ограничен. На скатерти-самобранке карп лежит обезличен. Серебряной чешуею поблескивает при свете керосиновой лампы. Бутылка тускнеет в буфете. О, наши пиры! Рецепты давно ушедшей эпохи. Коты доели объедки, птички склевали крохи. Скатерть в масляных пятнах. Тарелки стоят в сушилке. Пиры детей неопрятных как в старой сказке-страшилке. Мысли звучат приглушенно, как голос из радиоточки. Все в мире несовершенно, и это еще цветочки. О, наши пиры на кухнях в сталинках и хрущевках! Те, кто ходили в девках, нынче ходят в дешевках. Нынче ходят в дешевках, едут в старых трамваях. Те, кто жил в одиночку, нынче бегают в стаях. В стаях – оно надежней. Больше воя и лая. Главная площадь страны – это площадь жилая. Это площадь жилая, набитая разным хламом. Это тело, которое было Господним храмом. |
|
|
|