КОНТЕКСТЫ Выпуск 83


Сергей БЫЧКОВ
/ Москва /

Собирательница талантов



Наконец-то издана книга эссе известного критика и редактора журнала «Чайка» Ирины Чайковской «Время КУЛЬТУРЫ». Журнал сам по себе уникален – в нем собраны лучшие представители не только российской эмиграции, рассеянные по всему свету, но и российские писатели, искусствоведы и эссеисты. Поражаешься энергии главного редактора, которая не только собирает и редактирует журнал, но и активно участвует в нем. По признанию автора книга возникла не случайно: «В течение шести лет вечером четверга читатели привыкли получать колонку под названием “Неделя Культуры с Ириной Чайковской”. Колонка эта помещалась в журнале “Чайка”, и в ней с регулярностью часового механизма каждый четверг я делилась с читателями своими впечатлениями от увиденного на канале КУЛЬТУРА – фильма, спектакля, интересной литературной передачи...»

Нынче уже и телеканал «Культура» не тот, а вот впечатления от того, значимого для всех, остались и запечатлены в достойной книге, изданной «Алетейей» в Санкт-Петербурге. Автор отмечает особенности книги: «…однажды мы вместе с мужем собрали все написанное за эти годы, рассортировали по разделам – Кино, Литература, Театр, Музыка и музыкальный театр, Общественные вопросы – и отобрали лучшее в каждой рубрике. Получилась книга, которую вы сейчас читаете. Не бойтесь ее объема. Увидите, что читается она легко, ибо все ее материалы писались в один присест, по вдохновению». Это признание не обманет читателей – Ирина Чайковская обладает «легким дыханием». Качество, необходимое для писателя и критика, тем более для эссеиста.

Диапазон Чайковской широк – в поле ее внимания оказываются не только российские фильмы, но и зарубежные. Причем выбор всегда безошибочен – она отбирает лучшее. Это и российский телефильм о Достоевском, и английский по роману Льва Толстого «Война и мир». Как критик она никогда не рубит сплеча. Умеет подметить и фальшь в игре актеров, и режиссерские неудачи. Но подает все это мягко, с легкой иронией. Лучшие страницы книги посвящены двум гениальным российским режиссерам – Андрею Тарковскому и Сергею Параджанову, сумевшим создать свой, неповторимый киноязык, серьезно повлиявший на лучших мастеров мирового киноискусства.

На страницах книги читателя ждут встречи с самыми разными представителями литературы ХХ столетия – Маяковским, Маршаком, Тыняновым, Мандельштамом, Василием Гроссманом. И эти встречи важны сегодня потому, что молодому поколению не только в России, но и за рубежом, эти имена ничего не говорят. Интернет, к помощи которого привыкла прибегать сегодняшняя молодежь, готов всегда подсказать им кто есть кто. Но к сожалению, в памяти у них не остается ни крупинки. И книгу никогда не заменит ни Интернет, ни суперсовременные гаджеты. Поэтому так радостно держать в руках и читать талантливую книгу Ирины Чайковской!




Назад
Содержание
Дальше