ПЕРЕВОДЫ Выпуск 85


Галина КРУК
/ Львов /

Формальная логика

Стихи



ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА

может ли бог создать камень,
который не в силах поднять?
или даже бог не может поднять камень,
который создать не в силах?

в конце концов, для чего нужно больше силы –
для того чтобы создать нечто неподъёмное
или для того, чтобы поднять нечто несотворимое –
да и зачем богу камень?

неподъёмное создание божие – человек
носит бога словно камень на шее,
держит словно камень за пазухой,
иногда – словно язык за зубами

человек поднимает вопрос о том,
чего не в силах создать
поднимает вопрос, чтобы бросить в того,
кто грешен больше, у кого камень меньше,
у кого сердце не камень

а сила на самом деле не в том, что можешь создать
и слабость не в том, чего не можешь поднять

бог с тобой, человек, опомнись!
бог с тобой, как это ни парадоксально


* * *

ничто не спасёт нас от этого разговора
так, будто в детстве, что-нибудь натворив,
семенишь за мамой, и она грозит:
«поговорим об этом дома»
идёшь с поникшей головой, молчишь,
хочешь, чтобы дорога домой
никогда не кончалась
но она всё равно рано или поздно закончится
дорога домой, дорога из дома.
разговор о неприятном.
приятное. неприятное.
путница, когда ты придёшь в спа,
спроси там, хоть кто-нибудь знает,
где эти фермопилы?


ТАКТИЧЕСКАЯ ПРАВОТА

всё, чему меня учили –
больше не пригодно

ни дать кому-то, ни взять, разве что позабыть,
пренебречь
(при этом слове чувствую себя фехтовальщиком)

всё, чему меня учили,
похоже на фехтование на рапирах:
не заступать за линию,
соблюдать правила приоритета,–
это же спорт, а не уличная драка

шаг вправо, шаг влево –
всё, что сказали мне о свободе

всё ещё воспринимаю знаки твоего внимания
как знаки приоритета на узкой дороге,
всё ещё ведусь на них

но когда ты даёшь волю своим рукам,
всё, чему меня учили
оказывается непригодным


* * *

на линии огня
избран произвольный отрезок времени
обозначены какими-то переменными,
скажем, X, скажем, Y,
две точки неподалёку, тоже неизвестные
по какую сторону они? по какую ты?
всё зависит от оси координат,
всё зависит от вектора,
от направления движения:
или от этого куста, скажем, на восток,
или от этого дерева, например, на запад
вымокший и замёрзший,
              голодный до человеческого тепла,
смотишь в тепловизор и понимаешь,
как ты одинок на самом деле в этом мире,

людном и нелюдимом одновременно


* * *

самый устойчивый человек –
на четырёх ногах:
две твои, две мои

едим друг друга как хлеб
взаимно друг друга пьём

говорит моими губами
какой-то ребёнок:

любовь – проста словно дверь

как дверь без защёлки
как дверь у которой ручка с другой стороны


FREEFALL IN LOVE

с тобой всегда хочется больше,
чем позволяет тело

солнце садится, удлиняет наши тени,
наслаивает их друг на друга
смешивает в одно целое, и уже не понять,
где заканчивается моё,
где начинается то, что является тобой

подпуская ближе, чем можно,
допускаю, что мир будет вечен
любить – это быть немного не в себе,
ходить по самому краю себя,
отрезать себя лезвием Оккама,
не бояться падения

видишь, любовь, я не держусь,
я отпускаю руки

в воздухе так много душ,
что даже яблоку негде упасть


* * *

в такую ночь как эта (звёзды и всё такое)
слышно, как кто-то говорит кому-то:
«одной любви не достаточно»
а что нужно ещё, не слышно
кто кому, из какого окна?
слишком много окон открыто
слишком много одновременно
закрой, говоришь
крестик крестик крестик
в правом верхнем углу
крестик крестик нолик
раздаёшь любовь как вайфай
забываешь сказать пароль


ГЛАВНОЕ

голова начинает и – выигрывает
а так хочется,
чтобы пошла она кругом,

бессердечная


САМООПРАВДАНИЕ

берёшься написать кому-то предисловие – а выходит стих
отзыв научного руководителя – а выходит стих
статью для сборника – а выходит стих
пробуешь составить планы на будущее – а выходит стих
пояснительную записку для сына в школу – а выходит стих
список нужных продуктов – а выходит стих
заявление об увольнении или отпуске – а выходит стих
завещание – а выходит опять какой-то «Заповіт»
смирись, человече, сопротивляться нет смысла,
в каждом случае выходит стих и говорит за тебя:
простите ей, она поэт, она ничего не умеет,
у ней всё, как говорят, через...
стих


* * *

и тогда вдруг понимаешь, что теперь всё будет иначе

и много чего никогда больше не будет в жизни твоей,
                             просто потому что не будет

потому что у человека на самом деле есть только то,
                             что есть в человеке
потому что столько на свете рек,
               а ты почему-то всё время пытаешься войти в одну и ту же
тихий плёс, чьи-то дети приходят поговорить с тобой
         о замках своих из песка
их мамы – о том, что утрачено, и что удалось отвоевать

почти сорок, или даже уже немного за сорок,
рекомендуют оставаться в тени, не рисковать

чей-то воланчик относит ветром к другому берегу
плывёшь за ним, вся такая взрослая, уверенная в своих силах,
возвращаешься, осматриваешься, думаешь – кто все эти люди?
                             чьи это замки? зачем мне этот воланчик?

выходные над Летой
просто ещё одни знойные выходные над Летой


* * *

не забыть бы о самом главном

не забыть сфотографировать пасхи
не забыть сфотографировать мясное
не забыть сфотографировать писанки
не забыть сфотографировать корзинку
не забыть сфотографировать как освящали
не забыть фотоаппарат
не забыть телефон

а то, бывает, забудешь –
и ни единого селфи с распятым,
словно всё это было напрасно


Перевод c украинского Станислава Бельского



Назад
Содержание
Дальше