IN MEMORIAM Выпуск 19


Анатолий ПЕРЕРВЕНКО
/ Томск /

Круги на воде



Анатолий Перервенко был человеком, наделенным необыкновенным даром остроумия. Его присутствие оживляло любую компанию. Он слышал речь. Великолепно каламбурил, щедро сыпал тут же рождающимися афоризмами. Лишь некоторые из них записаны и представлены здесь. Его сознание отличалось повышенной плотностью проживания времени. Для фиксации мысли требовались бы "тормоза". Он был настоящим софистом, говорящим, а не пишущим.
Он умер в августе 2002 года, на пятьдесят девятом году жизни… Умер неожиданно для окружающих и себя, мгновенно и безболезненно, в теплом августовском лесу. На лице его застыла загадочная улыбка, словно говорящая – так вот, оказывается, как это бывает...

Владимир Назанский
Новосибирск

* * *

Спиралью листьев
Рисует осень
Паденье истин
И взлеты сосен.

То аккуратно,
А то небрежно
Малюет пятна
В листве безбрежной.

А где же птицы?
Где их кочевья?..
Лишь грусть гнездится
В глазах деревьев.

Какая жалость,
Что дождь и слякоть...
А что осталось?
Вздыхать и плакать.


* * *

Лай собак строгает ночь:
Хрипы, стоны, завыванья
Отлетают в небо прочь,
Обнажая изваянья.
Из собачьих страшных снов,
Из пещерной тьмы, которой
Внятен лишь язык костров
Да надежные дозоры.
Наши древние друзья
Вновь не спят средь звездной пыли.
Знают то, что знать нельзя,
Помнят то, что мы забыли.
И свободна от оков,
Чуя недруга и друга,
Лесом лающих веков
Проросла насквозь округа.
Наползает кутерьма…
Наши радости и плачи,
Наши улицы, дома –
Все заплел кошмар собачий.



Круги на воде

(собрание афоризмов)


Идущему вверх все помогает идти вверх. Идущему вниз все помогает идти вниз.


И только смерть делает жизнь человека художественно законченным произведением.


Если я произвожу впечатление глубоко задумавшегося человека, значит, я вообще ни о чем не думаю.


Сколько к ним не приближайся, они все равно далеко – поэты иных стран. Цветущие острова в океанах своего языка.


Что для слепого книги? Хлам! То же самое они и для прозревшего.


Жизнь удалась. Я так и не стал никем.


Если ты работаешь на будущие века, в глазах современников ты бездельник.


Чтобы нравиться человечеству, ему, вероятно, нужно говорить комплименты?


Не рассказывайте мне о своих несчастьях. Это меня вовсе не обогащает.


Интеллект, не нашедший себя, становится ядовитым.


То, что ты всего лишь человек, это твой главный недостаток, из которого логично вытекают все остальные.


Встреча двух близких душ – событие космического порядка.


Несомненно, восторгаясь, мы ставим себя в уязвимое положение.


Чувство, не находя себе выхода, превращается в мысль.


Злоупотребление приводит к полному неупотреблению.


Кому-то надо заниматься и утопиями.


Жить первобытно – радоваться солнцу, греться в его лучах, пугаться грозы.


От настоящей, самой новаторской поэзии всегда веет чем-то древним.


Всякое расставание грустно, даже с тюрьмой.


Жить – это сдавать позиции. Все меньше претендовать, все больше прощать и, наконец, навсегда похоронить свой детский максимализм.


Мы – фрагмент. Мы – случайный обрывок случайной фразы. Постараемся же догадаться о смысле всего абзаца.


Сделать самое ценное труднодоступным. Подальше от инфляции.


Достигнув вершины, перед самым падением, мир погружается в сладостное изнеможение.


Чтобы оставаться необходимым человечеству и через пять тысяч лет, я думаю, со своим веком нужно иметь довольно странные отношения.


Приходит время любить, и человек накидывается со своей любовью на первого встречного, который не слишком ему неприятен.


Что бы я ни делал, меня не покидает ощущение, что я напрасно теряю время.


Высшее в искусстве – это трагический порыв к Невозможному.


Тени должны стать гуще, темнее, свет – белоснежнее, ослепительнее.


Не будем повторять старых ошибок. Будем делать новые!


То, что в первый раз совершается с трепетом и содроганием, потом делается почти машинально.


В жизни, как в игре: если человеку не везет, то он теряет к ней интерес.


Если ты стремишься к чему-нибудь не до конца, то в действительности ты стремишься к противоположному.


Поэтично – это как минимум двусмысленно.


Пустяковое в нашей жизни обосновано фундаментально, а самое главное шито белыми нитками и держится на волоске.


Где душа хоть однажды побывала, туда она еще не раз вернется.


Каждое истинное стихотворение – лист, вырванный наугад из книги вечности.


Юность всех нас делает немного поэтами, так же как старость – немного философами.


Там, где мыслитель в поте лица составляет силлогизм, поэт легко творит пространство и заселяет его мирами.


Если наши ощущения банальны, то и оригинальных мыслей ожидать не приходится.


Конечно, многое люди могут сделать сообща, но самое главное человек должен совершить в одиночестве.


Кто не работает на свою цель, тот работает на чужую.


Все великое открывается непрофессиональному взгляду.


Обрести так называемое бессмертие – значит и после кончины не узнать покоя.


Ирония – меч и щит одновременно.


Именно тогда и находишь, когда перестаешь искать.


И в избытке есть недостаток.


У тела есть свои проблемы, не всегда понятные самому высокоразвитому уму.


Сильная любовь к чему-либо с лихвой заменяет и силу воли, и упорство.


Умеренность, я вижу, не помогает. Значит, поможет чрезмерность.


Подробности сначала разрушают романтический образ, а затем усиливают его.


Безобразные лица являются своего рода шаржами на прекрасные лица.


Прекрасное следует пить короткими глотками.


О, как не любят работающие энтузиасты наблюдающего за ними праздного скептика.


Любить только Землю, думать только о ней – сейчас это отдает узким провинциализмом.


Счастье почему-то вызывает мало сочувствия.


Не знаю, был ли во всем этом смысл или не было смысла, но, во всяком случае, было нескучно.


В истинном шедевре мерцают и дышат оттенками две бездны – глубина Мира и глубина души поэта.


Сам факт отсутствия нового возвращает нас к старому.


Самое опасное приближается бесшумным, осторожным шагом.


Все системы устаревают раньше, чем они бывают завершены.


Глубокие мысли – мрачные мысли.


У великого человека скромность – всегда поза.


Будущее мне угрожает шедеврами.


Печальное зрелище, когда жена умнее, глубже, значительнее своего мужа. Печальное и многообещающее.


Я тоже занят в производстве. Я произвожу впечатление.


Наедине с собой я отдыхаю от людей, а на людях я отдыхаю от себя.


Что совершенно забыто, того вообще не было.


Пустые головы не заменишь переполненными сердцами.


Каждый носит в своей душе поруганную и осмеянную античность. Мечту о цельности.


Самые фундаментальные истины просты и неостроумны.


Если не можешь ничем стать, стань загадкой.


Одни годны только на великое – великое дело, великое безделье. Другие – на мелкие дела и короткие паузы между ними.


Сильный человек – это тот, кто сильнее своей слабости и чужой силы.


И вот в результате долгого, кропотливого исследования наконец устанавливаешь то, что было ясно сразу.


Все складывается из мелочей, все разваливается по мелочам.


Умереть прочувствованно, по-настоящему, можно лишь в полном здравии при жизни. А на смертном одре все поздно, даже умирать.


Если уж иметь успех, то хотя бы не пользоваться им.


Сверхвеличие неизбежно приходит к ничегонеделанию.


Для огромных духовных открытий необходима монотонная, бессобытийная жизнь.


Море похоже на себя только в бурю.


Масштабы злодейства зависят от возможностей злодея.


Поэзия возвращает словам – этим эфирным сущностям – плотность материи.


Чем внимательнее я слушаю, тем меньше понимаю.


Я думал, что меня готовят к чему-то большему, чем просто жить.


С добродетельным образом жизни также трудно покончить, как и с порочным.


Если не схвачена суть, дальнейшая работа бесполезна. Если же суть схвачена, можно оставить только ее.


Полудостижения унизительны.


Искусство рождается из праздничности и умирает в будничности.


Люди лишь тогда начинают собирать камни, когда уже нечего разбрасывать.


Космическая интимность. Один на один со всем миром.


Восторг и ужас бытия.


Ощущение сверкающей мгновенности своего присутствия.


Подхватить уже гаснущее эхо всего Великого!




Назад
Содержание
Дальше