ПОЭЗИЯ Выпуск 27


Александр ФРОЛОВ
/ Санкт-Петербург /

Стансы в облаках



Стансы в облаках

Улетая в 14.40,
прилетаешь в 14.10...
Неподвижного времени морок
не понять, не измерить, не взвесить...
Ни зацепки тебе, ни приметы.
Под наплыв дурноты и зевоты
ты висишь в неопознанном “где-то”,
заполняя собою пустоты.
Мотыльком на булавке, ванессой
под стеклом у седого юнната...
Твeрди нет – ни земной, ни небесной,
никакой. Только серая вата.
Что ж, еще повиси, поболтайся
в безотсчетном пространстве дремотном.
Ты не взвешен еще, не пугайся,
ты еще не причислен к бесплотным.
Ты успеешь еще приземлиться
там, где времени будет навалом...
А пока – можешь просто напиться,
со стюардом повздорив усталым.


* * *
– Здрасте-здрасте, это я.
– Ну и что, что это ты?
Мы тебя не приглашали, ты уместен здесь едва ли...
– Как же?.. Мы же вместе... Вы же...
                                                            Дальше – приступ немоты.

– Здрасте.
– Здрасте.
– Это я.
– Да, мы видим: это ты.
Ну и что тебе тут надо? Ты явился без доклада.
– Вы же сами вызывали...
                                                            Дальше – приступ глухоты.

– Здравствуй, здравствуй, это я. Вот принес тебе цветы.
– Видишь ли, какое дело... Я давно сказать хотела...
Познакомься, это Паша...
                                                            Дальше – приступ слепоты.

– Здрасте... Где я? Что со мной?.. Эти ржавые бинты;
Этот запах страха, боли?
– Ты еще не понял, что ли? -
Восьмиместная палата... Дальше – приступ.
И кранты.

– Здравствуй, Боже, это я. Вот пришел...
– А-а, это ты?
Ну и что тебе тут надо? Мы тебя совсем не ждали.
Ты явился без доклада и уместен здесь едва ли.
– Что ж со мною дальше?..
– Дальше? Вот образчик простоты! -
Дальше только долгий приступ слепо-глухо-немоты.


* * *
В. Уфлянду


Поедем в Выборг, поглядим на мирные пейзажи:
краеугольный городок – ни вашим и ни нашим -

торчащий каменным клыком промеж двух полных кринок:
вот наш загадочный Бельфур, двусмысленный наш Гринок.

Вот наше дальнее родство и ближнее соседство;
наш потускневший замок Иф, явившийся из детства,

где древняя идет война за дровяным сараем,
где честно мы сдаемся в плен и честно погибаем;

где мертвых нет, и не понять, кто ваши, а кто наши...
где из динамиков гремят лишь праздничные марши;


и ни моренных челюстей, ни позвонков бетонных,
ни окровавленных бинтов, ни писем похоронных;

и география точней истории неверной...
и всяк – моряк, и всяк варяг, и грек попеременно;

и не обидно проиграть и победить не стыдно...
И за сугробами войны почти совсем не видно.


Экспресс Дрезден – Цюрих

Что ты, юноша тучный, хранитель
и даритель дорожных услуг
с постоянным своим “извините...”,
отчего этот странный испуг?
Что ты с грустью глядишь на дорогу
в униформе своей голубой?..
...Двухэтажный аквариум вздрогнул,
отвалил от платформы пустой.
О, не бойся! – мы сомиков глуше,
тише барбусов, гупи скромней;
твой подводный покой не нарушим,
не порушим кормушки твоей.
И в искусственной бодрой прохладе
за двойным затененным стеклом
мы – ни звука, клянусь, о надсаде,
о разладе, в котором живем.
Так бесшумно плывет этот лучший
из экспрессов, и сны так легки:
никаких затеканий, удуший,
никакой неизбывной тоски.
Только блестки далеких отточий
на холмах нарушают покой
европейской игрушечной ночи -
Ruhe, Ruhe – беззвездной, глухой.


* * *
Сорок лет водить их – год за годом -
и Завет становится рутиной.
“Б-брат, п-пойди, п-поговори с н-народом,
об-бъясни им, что они к-кретины...”
Что, заика, поздно или рано
умирать за две луны до встречи,
в месяце пути от Ханаана?..
Эти пререкания и речи;
этот голос, этот морок, мара,
этот театральный фокус пышный;
это – поэтического дара -
свойство слышать, что другим не слышно;
эта горечь крупного помола,
этот страх, замешанный на глине
брошенных домов; и это соло
нескончаемое, как сама пустыня;
эти жалобы и разговор гнетущий –
всё ему лишь одному – за что же?..
...А кого он там увидел в куще
со спины, и сам сказать не может.


* * *
Что под конец? – удушья влажный ком
и хриплый выдох с пеной на губах?
...Он перед смертью думал о пустом:
о кошке на дорожке, о цветах...
Он перед смертью грезил наяву,
почти не поднимая хрупких век.
Он вспоминал продрогшую Неву,
и легких санок над Невою бег.
Какой-то маскарад, какой-то бал,
какой-то в черном домино чудак...
А что он перед смертью диктовал,
не смог бы записать ни друг, ни враг.
Кому? о чём? – сквозь зыбку тёмных снов,
уже не помня, что в последний час
мы стoим столько, сколько пара слов,
которые останутся от нас,
шептал: “Прости, я был не прав, не прав...
Кого любил – всех больше обижал...
Так много пил. Так долго жил...”.
                                              Устав,
потухшим взором кошку провожал.


* * *
Ночей не спать, бумагу изводить,
еще не зная, что делиться нечем...
Как эти дети жаждут говорить,
чураясь собственной кургузой речи.
Какая смесь чужих высоких слов,
разлитых из столетнего запаса,
и диких сочленений и узлов
всемирной паутины новояза!
Какой замес крутой! Не прожевать
сырые недоношенные строки.
Все перепуталось.
                              Но сладко повторять
затверженные намертво уроки.
О, дети, – следопыты, сыскари!
Не вы – ученики воды проточной...
Мой пафос обличительный, умри!
Я лишь одно и понимаю точно:
жизнь стала бытием, а жизнью – быт;
поэт в России – сам себя не больше.
Он меньше, чем банкир и чем бандит,
Он даже меньше, чем “челнок” из Польши.
И что-то неразборчиво бубня,
чего мы ищем все и что обрящем?..
Неужто слово завтрашнего дня,
похеренное в нашем настоящем?


* * *
Я еще петушусь, петушусь.
– Я еще ничего, – говорю.
Я еще распишусь, распишусь
к сентябрю-октябрю-ноябрю.
Я еще похожу-поброжу,
пошатаюсь по этой земле.
Я еще покажу, покажу
в декабря-январе-феврале.
Я еще хоть куда – хвост трубой!
Не устал еще, черт побери!
Я еще молодой, молодой...
А в ответ: говори-говори...



Назад
Содержание
Дальше