КОНТЕКСТЫ Выпуск 87


Игорь САВКИН
/ Санкт-Петербург /

Веточка сирени,
или джетлаг русской литературы



Александр Айзенберг. Агент влияния. – СПб.: Алетейя, 2020 – 564 с. – (Серия «Коллекция поэзии и прозы»).


Сначала Александра Айзенберга не было.

«В те дни, когда в Одессе пыльной…»

И вот он появился в моём сознании, нерасторжимо связав южный портовый город со своим именем. Мы сидим на знаменитой набережной, пьём кофе, я расспрашиваю, что за странность эта его «голографическая» проза, ведь он по образованию вовсе не «физик» и даже не «лирик», а крючкотвор юрист, хозяйственные споры, мелочные интересы клиентов, – откуда же эта нездешняя страсть к тонкой игре темных стихий истории? Оказывается, Айзенберг уже несколько лет ведёт на Одесском телевидении цикл исторических передач, сделался популярным и узнаваемым.

Жовиальность[1] фактуры южанина, харизма рассказчика, лично видевшего сожжение великой Трои, разграбление Рима, распятие Христа… Всё вызывает наибольшую симпатию…

И я поверил…

Поверил, что спор хозяйствующих субъектов в Одесском морском порту почти ничем не отличается по накалу страстей и предсказуемой горячности и крови от тех волн насилия, что прокатывались по ближайшим равнинам и века, и тысячелетия назад…

Всё повторяется…

Ничего не изменилось, только покрой одежды, да ещё пресловутый «квартирный вопрос»…

Всё повторяется…

Горящая Троя…

Елена на стене… А может, Ярославна?

Парфянские всадники, глухой топот, дрожь земли…

Или это гайдуки, несущиеся по украинской степи?

Скорбь выплакавших слёзы жертв очередного «еврейского» погрома…

«В горячем мареве проступает железной, нетающей горой каменеющая душа, в серой неприступности – в противовес мятежной всезахватанности»[2].

Запутанный клубок идей и действий катится по шляху истории, подталкиваемый практическими интересами, прочие неотменимые цели и задачи конкретного бытия делают это «голографическое» бытие неотличимым от реальности.

Историческая голография – изобретение Айзенберга, жанр особенно интересный, когда «эта неотличимая от реальности голография грозит рассыпаться из-за внутренней безосновности»[3] из-за таящегося в основе всего хаоса, из-за «нечто», готовящегося столкнуть всё в «ничто».

Всё повторяется, но непредсказуемо в ходе боевых действий еврейское местечко красные отбивают у петлюровцев, и плачущий на улице еврейский мальчик достаётся не петлюровской сабле, а петроградскому рабочему. Младенец выжил, вырос как действующий участник истории.

«25 лет спустя он брал Кёнигсберг.

Эпизод – поразительно важный при ответе на вопрос о смысле событий, кажущихся непоправимо бессмысленными, трагически-безысходными и невменяемыми в своей беспощадности.

Что-то, значит, стоит за этой антижизнью. Что-то невидимое, неощутимое, спрятанное за этим «ничто».

Разгадать неугадываемое, объяснить необъяснимое, поймать неуловимое – этим желанием продиктована и странная художественная фактура»[4]

Таинственная «алхимия связей»… Московский зять – Рамон Луллий… Случайность? Возможно, если не признать, что их слишком много выходит.

Автор очень долго занимался историей, пока история не занялась им. Пришлось оставить благословенный южный край и отправиться на север, в туман Германии, на родину Корнелия Агриппа Нестесгеймского, алхимика, врача и знаменитого адвоката, автора трёх книг «Скрытой философии», трактующих о совершенном и совершении.

Колесо провернулось, совершается пока ещё незримое, ведь ось мира вращается неслышно, а новые истины «входят в мир на беличьих лапках», как говорил Ницше.

Что ещё может вычитать у Айзенберга вдумчивый читатель? У каждого читателя – своя «модель для сборки».




[1] (вернуться) «Одесски-жовиальная бабелевская ипостась еврейства вызывает наибольшую симпатию…»/«Звезда», 1998, № 2,166.

[2] (вернуться) Превосходный образ позаимствовал из Послесловия Льва Анненского к последней книге Александра Айзенберга «Агент влияния».

[3] (вернуться) Лев Аннинский. Каменеющая душа праведника / послесловие к книге Александра Айзенберга «Агент влияния», с. 560.

[4] (вернуться) Лев Аннинский. Каменеющая душа праведника / послесловие к книге Александра Айзенберга «Агент влияния», с.558.




Назад
Содержание
Дальше