ПОЭЗИЯ Выпуск 89


Даниил СИЗОВ
/ Тюмень /

«В обычной арке клок афиши…»



* * *

В обычной арке клок афиши,
Бутылка в луже, два бычка,
На стенке – граффити «ТЫ – ЛИШНИЙ»,
Но ты не верь, входи пока.

Здесь можно жить почти без смысла,
Смотреть сквозь мутное окно,
Как осень в проводах зависла
И пить дешёвое вино,

Ходить, как будто на работу,
По тротуарам до реки,
Свою созревшую свободу
Разламывая на куски

И раздавая первым встречным –
Товариществу на паях
По счёту арок бесконечных
В чужих неузнанных краях.


* * *

Старый циник играет на дудке,
Зажимая отверстия зло,
Неспокойно в ночном переулке,
Неизвестно фантомов число.

Каждый звук – как стенание ада,
Цепенеет окрестный квартал,
Бал душевного полураспада
Кружит головы в полный накал.

По углам затаились в тревоге
Все, кто были когда-то людьми –
Без надежды, без мыслей о Боге,
Только дудка звучит
МИ-ФА-МИ.

В размягчённых мозгах – наважденье,
Будто Гамельна мастер опять
Плетью звуков несёт униженье
Неспособность себя отстоять...


БОСХ-ТВ

В телебашне, распиленной надвое –
Пустота, только хлопанье рам,
Только тени летящие замертво
Из прошедших ток-шоу и реклам.

И в ближайшем студеном фарватере –
За витриной из толстого льда
В исполинском мутнеющем кратере
Костенеют герои труда

Информации, VIP-продвижения,
Технологии грязных острот,
В неподвижном, застывшем брожении
В цифру «ноль» превратился их рот.


* * *

Штрафную порцию дождя
Я выпил, стоя у ограды
Давно заброшенного сада,
Тоску к промозглости сведя.

Любая крупная возня,
Пожалуй, следствие кипенья
Земли, воды в бреду осеннем,
Обрушенном и на меня.

И бесприютная свобода,
Как лучшая из катастроф,
Как роза самых злых ветров,
Цветёт под грохот небосвода.


* * *

А почему бы нам не быть над схваткой? –
Накрыть философической тетрадкой
Урбанистический изломанный пейзаж –
Истории банальный антураж.

Оформить неудачников святыми,
Всех победителей – временщиками злыми.
В остывших небесах осела муть,
В осенних сумерках так хорошо вздохнуть...


ИСТОРИЧЕСКОЕ

В то время оперных камланий,
Когда зима была лютей,
И крыши театральных зданий
Спасали мёрзнущих людей –

Брела позёмка по проспекту,
Извозчик выручку считал,
В синкопах скрипки или флейты
Он ничего не понимал.

Два гимназиста запоздавших
Ныряли в океан тепла, 
Лик смерти скоро так узнавших
Пока лишь музыка звала.

Доходный дом добру не служит
(И всем плевать, что стиль модерн),
На пятом этаже недужит
Хозяин лёгочных каверн.

А во дворе в шикарной шубе
Купец скандалит «на бровях»,
Он в «Яре» был, людей он любит,
Но не выносит «этих рях».

На третьем или на четвёртом
Два офицера пьют вино,
И вист всю ночь, и даже с чёртом
Они как будто заодно.

Купец – он тоже даровитый –
Поручик Дорн ему – свояк,
Но дворник Глеб такой сердитый:
«Пущать не велено никак!».

Кто там кому и сколько должен –
Теперь не знают в МГУ,
Кто нам из этих лиц дороже,
Чем отпечатки на снегу?

Невыносимо ординарны
И так знакомы по кино,
Они не то чтобы бездарны,
А просто мёртвым всё равно.

И, заражаясь безразличьем,
Мы снова в кинозал идём,
С каким-то вековым величьем
Исчезновенья тоже ждём.

Запас забвения столь прочный
Не выдержит и Госархив,
Диагноз установлен точный:
Нарыв на памяти, разрыв...


ПРОВАЛ ЧАЙКИ (1896)

«Чайка» Чехова. В зале – сам автор,
Нина нервна, но Треплев – смешон,
По канонам старинным театра –
Взят фальшивый комический тон.

В середине нелепого действа
Автор вышел, в столице шёл снег,
Шпиль маячивший Адмиралтейства
Пригвоздил девятнадцатый век

Соответствия знанья и зренья.
В ресторане, в полуночный час –
С виду доктор, в курьезном забвенье
Всё сидел, но не делал заказ...



Назад
Содержание
Дальше