В ГОСТЯХ У «КРЕЩАТИКА» РУССКИЕ ПОЭТЫ АМЕРИКИ | Выпуск 89 |
LA COMMEDIA DELL’ARTE Было время и были привычки, мы меняли смычки на отмычки, тили-бом – на газетный набат, на раз-два разойдясь в подворотне, просветлённые, шли на субботник, разбитной пионерский шабат. Нам казалось, что хлипкие двери, намалёванные акварелью на холсте с ярлыком «Военторг», необычными были дверями, и напрасно смеялся над нами арлекинного вида групорг. Он у нас был за старшего, главный, ставил птички, рассчитывал планы – Колька, вечно плюющийся бес, – и когда шапоклячка из пятой отказала нам в «Правде» помятой, за словечком в карман не полез. В нашей тройке по макулатуре прыткий Колька ругался: «В натуре, очкоглазый, шустрее, слабак!» – покоряясь напористой речи, Петька втягивал голову в плечи, будто нёс неподъёмный колпак. Всё смешалось в красивом спектакле: билетёрш перманентные пакли, путеводной звезды макияж, на углу новостройка, – и сколько артистичности выказал Колька, нас на верхний склоняя этаж. Помню, вишни внизу зацветали, хоть с десятого – сад или карлик в парике – не понять, то ли мел, то ли пудра... А Колька умел бить наотмашь, прицелившись метко, – и качаясь, как белый кораблик, у стены пришвартованный Петька на свои же ботинки смотрел. Распылялся за окнами праздник, театральный, торжественный, разный, в главном – искренний, в мелком – туфта, за кулисой икала пластинка, и у Петьки темнела морщинка у зашитого нитками рта. Громко лязгала дверь тридцать третьей, – Карабас в реквизитном берете, какофонии нашей не рад, меломан на игле радиолы, разогнал, не скупясь на глаголы, наш массовочный бал-маскарад. Я и Петька похожи едва ли, но мы оба молчали и ждали, ночью – смелости, а поутру – из подземки суфлёрской подсказки, и доверчивей, чем Станиславский, по живому играли игру. Потому, что в премьерной запарке кто-то ластиком вытер ремарки, и теперь хоть до полночи стой, рот на рыбий манер открывая: эта вечная сцена – немая, и не Петька в ней главный герой. Как реприза выходит за скобки, я ушла из набитой гримёрки, из очей, подведённых сурьмой, – так откуда в моём настоящем слово ищущий, да не обрящий, мизансценно знакомый немой? Оттого, что я тоже – прохожий, бесхребетный, безвольный, бескожий, в поддавки, через чёрную дверь путь держа из того же начала, песни пела, ногами качала, и смотрела туда, где теперь – поспевая едва на последний театральный прогон, безбилетник, в бутафорных ботинках Пьеро из того карнавального мира в подлокотнике кресла ампира голубиное прячет перо. * * * Сегодня нас накрыли купола какого-то престранного стекла, качнёшь – и снег воздушно и шершаво летит со дна игрушечного шара. Ликуют горожане-лилипуты, в меха одеты, в валенки обуты, и мы, миниатюрные, с тобой сливаемся с ликующей толпой. Вращаемся внутри стеклоснежка, как будто из дырявого мешка нас вытрясает карликовый бог, – не бог весть что, но вылепил, как смог. И если присмотреться, на щеке твоей, как лампа в башне-маяке на острове – Итака или Крит? – мой поцелуй неоновый горит. Нас много здесь сегодня собралось, в кого ни ткни, тот не жилец, а гость: и дворник у подъезда, и печник, и мудрый чтец библиотечных книг, и мимо проходящая, шурша журналами, библиотекарша, пока с неё очкарик-книгочей не сводит миопических очей. Кривая под ногами пролегла, как Баккара, звенит парабола, ла-ла про то, как вот таким же днём однажды все до одного умрём. Я знаю, нас давно никто не ждёт, мы постепенно превратимся в лёд, но машинально в этом зимнем сне ты навсегда придвинешься ко мне. И ведают лишь в небе облака о смысле жизни некой Маши К., чьё «здесь была» в трактовке птичьих СМИ плывёт в скорлупке парковой скамьи. * * * Мы этот мир спасём и сохраним среди кулонов, брошек и брелоков, пусть ростовщик склоняется над ним, сияя, как над бабочкой Набоков. Пускай английской пробует иглой, припрятанной во внутреннем кармане, и капли пота над его губой блестят над зачарованными нами. Мигнет увеличительным стеклом, окинет инвентарь стеклянным взором – несведущих двоих, бессонный дом, бесхозный двор за натяжным забором. Как за стеной стена оголена, живущие в стенах не имут сраму, их жизнь – черна, бела, опять черна – объёмна и пуста, как голограмма. В глубокой миске мечется треска, но и она – в запаснике у Бога, и кафеля раскрытая доска едва-е-2 лоснится у порога. Трубит отбой латунная труба, пока соседи расставляют нарды, не слыша, как в трубе шумит вода, грозясь размыть периметры ломбарда. И клетчатую скатерть теребя, теряясь от ломбардовой усмешки, я обещаю, что спасу тебя, нет, я молчу, как подобает пешке. Нет, я иду отчаянно вперёд, в провал квадрата, хоть ещё намедни была кругла земля моя, – вот-вот четвёртый ход и, кажется, последний. Но ростовщик спокоен и умён, всяк для него – никчемности образчик: по одному закутывает в лён и в долгий-долгий опускает ящик. КРУГЛОСУТКА В первый день, – рассказывала няня, – Бог придумал лампочку над нами, и теперь, хоть чумка, хоть чума, дальний свет мерцает пятиваттно, – но бессонным было непонятно, почему вокруг такая тьма? На второй мы обсуждали хором радугу над кованым забором, знать желая, где сидит фазан, и, плюя на шаткую погоду, источал придуманную воду в туалете не закрытый кран. Нам на третий выпадала суша, на распевке – яблони и груши, гроб-сугроб песочницы в саду, райский сад, – нашептывала няня, – ей язвила Яковлева Таня, – где тот рай в детсадовском аду? Круглосутка – круглое словечко, что ни день, то начинай от печки dance macabre, лови, как вдалеке сжались водосточные аорты, – это с третьего да на четвёртый вспыхивали звёзды в потолке. Чтобы няня не взяла с поличным, притворишься карликовым, птичьим, но лишь – бах! – куранты по башке в полночь, прокрадёшься, зверь на лапах, в раздевалку, к шкафчику, где запах дома утрамбован в вещмешке. Бог придумал дергача-калитку, над дорогой золотую рыбку фонаря во льду, а подо льдом пресмыкался шестьдесят-помятый – так с досады начинался пятый: жаль, что Бог ещё не создал дом. Дарьиванна, «это праздник, розы в ванной», но язык ещё не создан, и мычишь, читая по слогам, – мыла, мимо, манна, мало, мама, Волга, Волга, это Кама, Кама, – позывные дочерей и мам. Круглосутка – просто единица времени, в котором мама снится ночь за ночью, няня, день за днём. Я хочу быть тоже человеком, имена давать подземным рекам и стихам. Куда им – без имён? |
|
|
|