КОНТЕКСТЫ | Выпуск 89 |
Останин Б. Дребезги /сост. Б. Мартынов/. – СПб.: Юолукка, 2018. – 308 с.
Останин Б. Дребезги-2 /сост. Б. Мартынов/. – СПб.: Юолукка, 2019. – 436 с.
Двухтомник Бориса Останина вызывает ассоциации с подземной терракотовой армией Цинь Шихуанди. Как в гробнице китайского императора здесь размещены четырнадцать легионов по тысяче фрагментов в каждом. Первая книга датирована «1995-м годом и позже», вторая – «1991 год и позже». Видимо, автор исповедует футуристическую концепцию «мирсконца».
Вербальная армия всего чего угодно, извлеченная из недр сознания и подсознания автора, впечатляет немногих еще не оглохших высших узконосых. Ментальные мегатонны останинской бомбы прогремят неслышно для остальных.
Что же услышат избранные плацентарные?
Во-первых, книга невыносима (и сравнима в этом разве что с «Бесконечным тупиком» Галковского).
Во-вторых, читать ее подряд глупо и тяжко, но читать иначе неправильно, ибо только так из мозаики тысяч фраз складывается голографический портрет их создателя.
Эту данность надо принять как погоду или мозг. Происходящее здесь броуново движение слов не имеет никакой разумной цели. Автор жонглирует множеством бумажных клочков со своими каракулями, набросанными им за десятилетия, пытаясь выложить, как Кай у Снежной королевы, свою «Вечность».
Тому современнику, кто отважится погрузиться в этот океан семантического хаоса с прожилками регулярных тем (нумерология, философия, религия, М и Ж, дроны и махи, семейная хроника, перманентная «иудаика», цитаты, дуэт Маруси и Панфилова, и т.д. и т.п.) предстоит обнаружить и самого себя тоже, ибо в останинском гольфстриме запечатлелось время.
Эти два тома начисто лишены политкорректности, они и брутальны и сентиментальны одновременно.
В мире, где после смерти Бога укоренилось столь же непостижимое Само Собой, безумие тщеты высказывания выявлено у Останина так явно и ярко, что в конце концов воплощается в особый жанр несмолкающего молчания.
Эти книги не надо читать, они сами прочтут вас, если вы для этого готовы.
Январь 2020
|
|
|